В США разгорается судебный спор, который уже окрестили "самым необычным делом о багажнике". В центре внимания — владелец автомобиля Volvo и его четвероногий питомец, ставший невольным участником технологического казуса. Мужчина утверждает, что его собака случайно активировала систему автоматического открытия багажной двери, а значит, производитель несёт ответственность за сбой системы.
Инцидент, по словам владельца, произошёл во дворе частного дома. Собака находилась рядом с автомобилем и каким-то образом запустила механизм открытия багажника. В результате дверь открылась без команды, что вызвало тревогу у хозяина — ведь рядом могли находиться дети или посторонние.
Владелец решил обратиться в суд, полагая, что Volvo должна нести ответственность за небезопасное поведение функции. По его словам, "автоматическое открытие" сработало без участия человека, а это могло привести к травме животного или повреждению автомобиля.
"Система не должна реагировать на случайные движения, особенно если поблизости находятся люди или животные", — заявил истец в исковом заявлении.
Современные автомобили Volvo оснащаются системой hands-free tailgate - это технология, позволяющая открывать багажник, просто проведя ногой под задним бампером. В основе работы — датчики движения и бесконтактные сенсоры, реагирующие на определённую комбинацию импульсов.
По задумке инженеров, это должно упростить жизнь водителю — например, когда руки заняты покупками. Но в данном случае, по утверждению владельца, датчики сработали на движение собаки.
Такие случаи нередки: во многих обсуждениях на форумах владельцы автомобилей с бесконтактными системами отмечали, что механизмы реагируют на движения животных, порывы ветра или даже падающие предметы.
Истец считает, что Volvo не обеспечила достаточный уровень защиты от ложных срабатываний. В иске указано, что:
Кроме того, в жалобе упоминается сотрудник дилерского центра, который якобы предоставил владельцу "неполную информацию о принципе работы опции".
Теперь суду предстоит определить, действительно ли в автомобиле имел место технический дефект, и можно ли считать производителя ответственным за произошедшее.
Системы бесконтактного открытия багажника стали стандартом не только у Volvo, но и у большинства современных брендов: от Volkswagen и Kia до Toyota и BMW. Они используют комбинацию ультразвуковых и инфракрасных сенсоров, которые должны реагировать только на чёткое движение ноги.
Однако в реальных условиях эти датчики нередко "ошибаются". Например:
Инженеры признают, что такие системы чувствительны к условиям среды, и полностью исключить ложные срабатывания пока невозможно.
| Компонент | Функция | Потенциальный риск |
| Сенсор движения | Распознаёт движение под бампером | Ложное срабатывание от животных |
| Контроллер | Анализирует сигнал и подаёт команду | Ошибка программного анализа |
| Электропривод двери | Поднимает и опускает крышку багажника | Возможность травмы при внезапном открытии |
Юристы отмечают, что подобные иски редки, но они могут создать прецедент. Если суд признает производителя виновным, автокомпании будут обязаны пересмотреть алгоритмы безопасности и обновить программное обеспечение.
"Проблема не в собаке, а в том, что техника должна предугадывать подобные ситуации", — отметил эксперт по автомобильной безопасности Майкл Харди.
С другой стороны, защитники компании настаивают: любое электронное устройство должно использоваться в соответствии с инструкцией, где указано, что рядом с зоной сенсора не должны находиться животные или дети.
Юристы по защите прав потребителей отмечают: если подобная ситуация произошла бы на российском рынке, доказать вину производителя было бы почти невозможно. Для этого потребовалась бы независимая экспертиза и подтверждение, что система действительно сработала самопроизвольно.
Зато случай может повлиять на подход к сертификации технологий. Уже сейчас в Европе обсуждают идею введения новых стандартов чувствительности сенсоров, чтобы исключить ложные срабатывания вблизи животных и препятствий.
Ошибка: парковать автомобиль с активной функцией hands-free рядом с животными.
Последствие: ложное открытие багажника.
Альтернатива: отключать систему в ограниченных пространствах.
Ошибка: не проверять настройки чувствительности после покупки.
Последствие: избыточная реакция датчиков.
Альтернатива: пройти калибровку у дилера.
Ошибка: игнорировать предупреждения в инструкции.
Последствие: потеря гарантии при неисправности.
Альтернатива: использовать систему только по назначению.
| Плюсы | Минусы |
| Удобство при загрузке вещей | Возможность ложного срабатывания |
| Современная технология | Чувствительность к внешним факторам |
| Повышение комфорта | Опасность при наличии детей и животных |
| Имидж премиальности | Высокая стоимость ремонта привода |
| Можно отключить вручную | Требуется точная калибровка сенсоров |
Миф: автоматическое открытие полностью безопасно.
Правда: система реагирует на физические импульсы и не различает живые объекты.
Миф: собака не может активировать механизм.
Правда: движения крупного животного вполне могут сработать как триггер.
Миф: проблема только у Volvo.
Правда: аналогичные случаи фиксировались у разных брендов.