Такси станет патриотичным: утверждён список машин, которые получат зелёный свет

5:52

Минпромторг России сделал первый шаг к масштабной перестройке отечественного рынка такси. Ведомство опубликовало предварительный перечень автомобилей, которые с весны 2026 года будут официально допущены к работе в таксомоторных парках. Новый порядок связан с реализацией закона о локализации автопарков и нацелен на постепенный переход к использованию автомобилей российского производства.

Только свои

В базовый список вошли 20 моделей шести отечественных и локализованных брендов: Lada, УАЗ, Sollers, Evolute, Voyah и "Москвич". Именно эти марки смогут использоваться в службах такси без ограничений после вступления закона в силу. При этом Минпромторг пообещал, что перечень не окончательный — к марту 2026 года его расширят за счёт автомобилей Haval и машин, выпускаемых на калининградском заводе "Автотор".

"Список будет регулярно обновляться, чтобы отрасль не сталкивалась с дефицитом доступных моделей", — заявили в Минпромторге.

Что изменится для таксопарков

Согласно новому закону, вступающему в силу 1 марта 2026 года, к перевозке пассажиров будут допускаться только автомобили, соответствующие критериям локализации — то есть произведённые на территории России с определённой долей отечественных комплектующих.

При этом ведомство уточнило:

  • изменения не затронут уже работающие автомобили — они продолжат службу до выработки ресурса;
  • закон не распространяется на аренду автомобилей с водителями (услуги наподобие корпоративного трансфера).

Таким образом, переход к "локализованным" машинам будет постепенным, чтобы не вызвать дефицита транспорта в крупных городах.

УАЗ в списке — формально

Включение внедорожников УАЗ в перечень вызвало вопросы, ведь подобные модели редко используются в классическом такси. В Минпромторге пояснили, что автомобили марки соответствуют формальным требованиям по локализации, но решение об их применении останется за самими перевозчиками.

Поддержка производителей

Главный отечественный автопроизводитель — АвтоВАЗ —  уже подтвердил готовность обеспечить рынок машинами Lada в необходимом количестве. Компания также напомнила, что по итогам 2024 года занимает значительную долю парка такси в России.

"Lada останется основой российского такси, и мы готовы нарастить поставки", — заявили в пресс-службе АвтоВАЗа.

Положительно оценили инициативу и представители других брендов, в частности "Моторинвест", продвигающий на рынке электромобили Evolute и премиальные модели Voyah.

Российские автомобили, допущенные к работе в такси

Марка Примеры моделей Особенности
Lada Granta, Vesta, X-Cross Доступность, простота обслуживания
УАЗ Patriot, Profi Возможность работы в регионах с бездорожьем
Sollers Argo, Atlant Коммерческие модели для корпоративных перевозок
Evolute i-Pro, i-Joy Электромобили с запасом хода до 400 км
Voyah Free, Dream Премиум-класс, электрическая платформа
Москвич 3, 6 Городские кроссоверы нового поколения

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: откладывать обновление парка до вступления закона в силу.
    Последствие: рост цен и дефицит доступных машин весной 2026 года.
    Альтернатива: начать закупки локализованных моделей уже в конце 2025 года.

  • Ошибка: делать ставку на иностранные автомобили с низкой локализацией.
    Последствие: невозможность их легально использовать в такси.
    Альтернатива: переход на отечественные и совместные марки (Lada, Sollers, Haval).

А что если парк не успеет обновиться

Переходный период, по оценке Минпромторга, продлится не менее трёх лет. Таксопарки смогут постепенно списывать старые машины, используя их до конца ресурса. Это позволит избежать резкого подорожания поездок и сохранить баланс между спросом и предложением.

Плюсы и минусы новой системы

Плюсы Минусы
Рост спроса на российские автомобили Вероятное подорожание поездок
Поддержка локальных заводов Ограниченный выбор моделей
Обновление автопарков Сложности у частных таксопарков
Повышение стандарта безопасности Необходимость доработки инфраструктуры

FAQ

Когда вступает закон о локализации такси

С 1 марта 2026 года.

Коснутся ли изменения уже действующих автомобилей

Нет, они продолжат работу до выработки ресурса.

Что будет с иностранными марками

Им придётся либо наладить сборку в России, либо уйти из сегмента такси.

2 интересных факта

  • Россия — одна из первых стран, где введён закон о локализации автопарков для такси.
  • Электромобили Evolute могут стать первыми "зелёными" машинами в российских службах такси.

Исторический контекст

  • Идея локализации такси впервые обсуждалась в 2022 году на фоне санкционного кризиса.
  • В 2024 году АвтоВАЗ стал крупнейшим поставщиком автомобилей для агрегаторов.
Автор Мария Круглова
Мария Круглова — журналист, корреспондент новостной службы Правда.Ру
Редактор Вероника Эйнуллаева
Вероника Эйнуллаева — журналист, выпускающий редактор Правды.Ру