Современные тяжёлые грузовики — это не просто мощные машины, а сложные транспортные системы, в которых сочетаются цифровые технологии, автоматизация, телематика и даже элементы искусственного интеллекта. За последние десятилетия они прошли путь от простых дизельных монстров до настоящих компьютеров на колёсах.
Сегодняшние тягачи оснащены целым арсеналом электронных помощников. Адаптивный круиз-контроль с радарами и лидарами автоматически держит дистанцию до других машин. Системы контроля полосы и удержания в ней отслеживают дорожную разметку и подруливают при необходимости.
Если водитель не реагирует, срабатывает автоматическое экстренное торможение. А камеры кругового обзора и датчики следят за слепыми зонами, чтобы водитель не упустил ничего важного.
Современные грузовики не просто мощные — они становятся всё более экономичными и экологичными. Технологии, такие как Common Rail, турбина с изменяемой геометрией, EGR, сажевые фильтры и SCR, позволяют максимально сократить выбросы.
Трансмиссии теперь тоже "думают" — например, системы I-Shift и PowerShift выбирают передачи в зависимости от груза и рельефа. Всё чаще встречаются гибридные и полностью электрические тягачи, которые подзаряжаются рекуперацией тормозной энергии.
В каждом современном грузовике работает телематика — встроенные устройства собирают и передают данные о маршрутах, топливе, состоянии техники и даже стиле вождения.
Эти данные анализируются в облаке, что позволяет автопаркам заранее планировать обслуживание, экономить на маршрутах и отслеживать работу водителей. А благодаря встроенным информационным системам водитель всегда в курсе ситуации на дороге и может слушать музыку, общаться и пользоваться навигацией.
Полностью беспилотные грузовики пока остаются будущим, но системы второго и третьего уровня автономности уже работают.
Например, технология "платуннинг" — когда несколько грузовиков едут колонной и синхронизируются между собой — снижает расход топлива и риск ДТП. А на закрытых территориях, вроде складов, уже тестируют полностью автономные фуры с использованием HD-карт и датчиков.
Дальнейшее развитие грузового транспорта напрямую связано с искусственным интеллектом, машинным обучением и сетями 5G. Эти технологии позволят создать полностью автономные, умные и эффективные логистические системы, которые будут сами принимать решения в пути, адаптироваться к ситуации и взаимодействовать с инфраструктурой.
Седельный автомобильный поезд, Автомобильный (седельный) тягач с полуприцепом или в просторечии фу́ра — автомобиль c грузовым полуприцепом или с грузовым полуприцепом и прицепами.