За последние годы внедорожники (SUV) превратились в нечто гораздо большее, чем просто моду. Сегодня это уже половина новых автомобилей, продаваемых в Европе. Но с этим ростом приходит и серьёзная проблема, о которой всё чаще говорят эксперты по безопасности: высокие капоты машин, как выясняется, увеличивают риск для пешеходов — и особенно для детей.
"Чем выше передняя часть автомобиля, тем выше вероятность, что столкновение приведёт к тяжёлым травмам или даже гибели пешехода", — беспокоятся в неправительственной организации Transport & Environment (T&E).
И хотя звучит логично, теперь у нас есть и цифры.
Согласно исследованию института VIAS, проведённому в Бельгии на основе анализа 300 000 аварий с 2017 по 2021 год, выяснилось:
если капот выше 90 см, то риск смертельной травмы для пешехода увеличивается на 30% по сравнению с высотой в 80 см.
А ведь в 2024 году средняя высота капота уже достигла 83,8 см — против 76,9 см в 2010. Например:
у Dacia — 91 см
у Citroën — 92 см
у Jeep — 103 см
у Land Rover — 109 см
Абсолютный рекорд у Defender — 1,15 метра. Это выше роста среднего четырёхлетнего ребёнка (около 110 см). То есть водитель просто физически не сможет его увидеть, если малыш окажется прямо перед машиной.
"Высокий капот создаёт слепую зону, из-за которой водитель может не заметить ребёнка перед автомобилем. Это не вопрос удобства — это угроза жизни", — подчеркивают в T&E.
Серия краш-тестов Euro NCAP показала:
компактные внедорожники всё ещё могут обеспечивать лучшую защиту, чем малолитражки — но чем крупнее и выше становится машина, тем больше риска для уязвимых участников движения — пешеходов, велосипедистов, родителей с колясками.
Ирония в том, что "угловатые" формы передней части автомобилей изначально были внедрены… во имя безопасности.
В начале 2000-х ЕС ввёл требования к приподнятой передней части авто, чтобы в случае столкновения пешеход не получал травмы от слишком низкого капота. Но теперь ситуация развернулась: рост массы и геометрии — новые проблемы.
С июля 2024 года в Европе начал действовать регламент GSR 2. Согласно ему, все новые модели обязаны иметь:
камеры и радары для систем экстренного торможения,
зоны поглощения удара возле лобового стекла,
дополнительные электронные системы.
Все они требуют места. И, как ни странно, чаще всего это место ищут… в высоте капота.
Вот и парадокс: системы, призванные повышать безопасность, заодно делают автомобиль потенциально более опасным — за счёт физики и габаритов.
По расчётам T&E, если ничего не менять, средняя высота капота в Европе достигнет 92 см к 2040 году. Это уже существенно выше "безопасного" уровня.
Организация предлагает ввести ограничение: 85 см к 2035 году. Эта цифра выбрана не случайно — она рассчитана для защиты 95% взрослых женщин, исходя из среднего положения их центра тяжести.
Альтернатива?
Как минимум, увеличить штрафы или сборы для габаритных автомобилей в городах, как это уже делают Лондон и Париж.
Ну и помнить, что высокий капот — это не про "престиж" или "проходимость", а чаще всего — про риски, которые не видны… до первого столкновения.
Внедоро́жник — автомобиль, обладающий повышенной проходимостью по бездорожью за счёт большого клиренса, ведущих передних и задних колёс.