Почему в машине до сих пор 12 вольт — и чем это грозит в жару или дождь

2:28

Многие автомобилисты задаются вопросом: почему в большинстве машин используется 12-вольтовая электросистема, хотя есть и другие, более эффективные варианты? Ответ кроется в балансе между безопасностью, удобством и традициями инженерии.

В основе работы системы - генератор, вырабатывающий переменный ток, который затем преобразуется в постоянный через выпрямитель. Теоретически, использование 24 или 48 вольт позволило бы снизить потери энергии и улучшить эффективность, но с этим возрос бы и риск — особенно при ремонте. Более высокое напряжение может привести к поражению током, что особенно критично при контакте с токоведущими элементами.

Изначально автомобили работали на 6 вольтах, но с ростом количества электропотребителей этого стало не хватать. Переход на 12 вольт оказался логичным: без масштабных переделок система стала мощнее и стабильнее. Новое значение хорошо вписалось в химические свойства аккумуляторов и оказалось удобным для серийного производства.

Повышение напряжения до 24 или 48 вольт, хоть и выглядит заманчиво, потребовало бы кардинальной переделки всей архитектуры автомобиля — от генератора до предохранителей. Это дорого, сложно и невыгодно. Кроме того, на высоком напряжении быстрее изнашиваются контакты, возрастает риск искр и образования дуги — а это уже пожароопасно.

Контакты в автомобиле регулярно сталкиваются с влагой, перепадами температур, механическими вибрациями. Чем выше напряжение, тем больше шанс перегрева или оплавления проводки. А штатные предохранители просто не рассчитаны на такие нагрузки — это приведёт к сбоям и риску выхода из строя всей электроники.

Да, 12 вольт — это компромисс. Он удешевляет систему и делает её надёжной, но и имеет минусы: аккумуляторы быстрее деградируют, а при глубокой разрядке одна ячейка может "потянуть" за собой всю батарею.

Однако полная замена 12-вольтовой системы на что-то новое пока маловероятна. Это потребует перестроить весь рынок: от машин и запчастей до сервисов. Именно поэтому уже знакомый стандарт сохраняется и будет актуален ещё долгое время.

Уточнения

Автомоби́ль — моторное безрельсовое дорожное и/или внедорожное, чаще всего автономное, транспортное средство, используемое для перевозки людей и/или грузов, обычно имеющее не менее четырёх колёс.