Когда электровелосипеды только начали набирать популярность, их представляли как безопасную, экологичную и доступную альтернативу городскому транспорту. Но за последние несколько лет ситуация заметно изменилась. Сегодня некоторые модели электровелосипедов больше напоминают мопеды, а их водители — мотоциклистов без прав, страховки и, зачастую, ответственности.
Проблема не в самих велосипедах, а в том, как они используются и как они сконструированы. В европейских городах становится обычным явлением видеть электровелосипеды, разгоняющиеся выше допустимых 25 км/ч, а также игнорирующие дорожные знаки и сигналы светофора. Особенно тревожит наличие несертифицированных аккумуляторов, которые в ряде случаев становятся причиной пожаров и взрывов.
Дополнительное беспокойство вызывают высокомощные двигатели, такие как DJI Avinox, способные развивать до 1000 Вт мощности, что намного выше допустимых значений для велосипедного транспорта.
Европейские регуляторы всерьез взялись за этот вопрос. По информации европейских изданий, ЕС рассматривает возможность введения строгих ограничений:
Максимальная мощность двигателя — 750 Вт
Максимальный коэффициент усиления — 1:4
Что это значит на практике? Если вы прилагаете усилие на 100 Вт, то двигатель не может выдать больше 400 Вт. Таким образом, уходят в прошлое "умные" системы, где достаточно еле-еле крутануть педали, чтобы получить разгон на полную мощность.
Если эти ограничения будут утверждены, многие модели электровелосипедов окажутся за пределами допустимых норм. Их придется регистрировать как мопеды, а это автоматически означает:
Наличие прав соответствующей категории
Страхование
Ношение сертифицированного шлема
Технический осмотр и учет в госорганах
Таким образом, легкий и свободный электровелосипед может превратиться в полноценное транспортное средство со всеми вытекающими обязательствами.
Ожидается, что общественные обсуждения новых норм пройдут в течение 2025 года, и уже в 2026 году некоторые меры могут вступить в силу. Производителям предстоит пересмотреть свои модели, а пользователям — пересесть на менее мощные, но соответствующие новым стандартам велосипеды или… подготовиться к жизни по мопедным правилам.
Электровелосипе́д (e-bike, пауэрба́йк, пе́делек) представляет собой велосипед с электрическим приводом, который частично или полностью обеспечивает его движение.