Советские двигатели — особенно те, что ставились на автомобили, грузовики, мотоциклы и спецтехнику — славились своей мощностью, выносливостью и неприхотливостью.
Но вместе с этим у них была одна "ненасытная" черта: они активно потребляли топливо. Почему так происходило?
1. Приоритет — надёжность, а не экономия
Советская инженерия всегда делала ставку на прочность и выносливость. Мотор должен был работать в условиях крайнего холода, жары, плохого топлива и редкого обслуживания. Чтобы это обеспечить, детали делались с "запасом прочности", но за счёт этого моторы теряли в КПД и становились менее экономичными.
2. Архаичная конструкция
Многие двигатели базировались на конструкциях 1950-60-х годов, практически без серьёзных модернизаций.
Например:
Это всё увеличивало расход, особенно на высоких оборотах.
3. Простота — мать прожорливости
Советские моторы были максимально простыми — минимум электроники, минимум тонкой настройки. Но простота приводила к грубому сгоранию топлива и невысокой эффективности. Зато легко чинились кувалдой и "на коленке".
4. Не было нужды в экономии
В условиях плановой экономики и дешёвого бензина экономичность не была приоритетом. Для армейской и народно-хозяйственной техники важно было, чтобы "ехало, а не экономило". Литр бензина стоил копейки, а расходы списывались "в ведомство".
5. Климат и условия эксплуатации
Чтобы мотор нормально работал при -40°C и без нормального топлива, его приходилось делать с большими допусками. Это снижало компрессию и точность, зато обеспечивало "живучесть". Но расход топлива при этом закономерно возрастал.
Прожорливость — это плата за неприхотливость
Советские двигатели были неэффективны по меркам сегодняшнего дня, но в условиях отсутствия конкуренции, низких цен на топливо и ориентации на надёжность — это была вполне рациональная инженерия. Они могли "жрать", но ехали. А главное — долго.