В Советском Союзе мопед был не просто транспортом — он был мечтой подростка, помощником деревенского жителя и символом свободы на пару литров бензина.
Эти машины не требовали прав, ехали 40 км/ч по паспортным данным (а в реальности — кто как настроит), и звенели так, что за два километра впереди уже знали: "Саша едет”.
Популярные модели: "Рига", "Карпаты", "Верховина"
У всех был одноцилиндровый двигатель, педали (на случай, если не заведётся), топливный бак размером с кастрюлю и постоянная необходимость что-то крутить, чинить, подматывать проволокой.
Как ездили
Кто хоть раз держал в руках бутылку с бензином, завёрнутую в пакет, тот знает: мопед — это образ жизни. Бензин мешался с маслом "на глаз", запуск происходил в режиме "или заведётся, или поедешь на педалях".
Педали, кстати, выполняли сразу 3 функции: запуск, торможение и довоз до гаража. Шлем? Какой шлем? В лучшем случае — кепка. Иногда — наушники от холода и очки от сварки. Максимальная защита — ремень с инструментами и монтировка за пазухой.
Мопед — это было круто
Для мальчишки мопед был инициацией. Кто на "Карпатах", тот уже не "малой". Девчонки садились сзади — осторожно, на тряпочку, чтобы не испачкать юбку. Катались "по району", поднимались на холм, стояли у магазина, заводили с полтычка "на понтах".
В селе мопед был ценнее телевизора. На нём ездили на рынок, в лес за грибами, к теще и — в крайних случаях — на похороны. Привязал к багажнику мешок — и вперёд. Мог проехать по любой колее, по грязи, по асфальту и по жизни.
Почему мы это помним
Потому что мопед — это запах бензина, горячая свеча в кармане и ощущение скорости на фоне берёзовой аллеи. Это ты и твой мотор, без шлема, без страховки, но с чувством, что мир открыт. Даже если ехать всего 40 км/ч.
Мопе́д — лёгкое двух- или трехколёсное механическое транспортное средство, к которому дорожная полиция предъявляет менее строгие требования, чем к полноценным мотоциклам.