КамАЗ — это больше, чем грузовик. Это целый город, построенный ради одного завода, и символ того, как СССР умел запускать грандиозные проекты.
Пока Запад восхищался Volvo и MAN, в Набережных Челнах уже вовсю варили рамы и собирали машины, которые отправлялись в Сибирь, Африку и на Ближний Восток. Что же такое КамАЗ — и почему он до сих пор в строю?
Рождение титана
КамАЗ (Камский автомобильный завод) был заложен в 1969 году. Строили его всей страной — по принципу "ударной стройки": техника, люди, целые бригады из других заводов.
Первый грузовик сошёл с конвейера 16 февраля 1976 года. КамАЗ-5320 стал иконой: простой, мощный, выносливый — идеален для бездорожья и тяжелых условий.
Пожар 1993 года: чуть не сгорел весь завод
14 апреля 1993 года в главном моторном цехе случился масштабный пожар. Сгорело почти всё оборудование для производства двигателей. Завод оказался на грани краха — но был восстановлен менее чем за год, и стал символом "несгибаемого духа".
Афганистан, Чечня и армия
КамАЗы участвовали в войнах и военных операциях, выдерживая грузы, выстрелы и бездорожье. На базе КамАЗов делали броневики, КУНГи, топливозаправщики и армейские тягачи. За надёжность водители называли его "железным конём" — прощали даже капризный двигатель зимой.
КамАЗ-Мастер — гоночная слава
С 1990-х завод стал участвовать в ралли "Париж-Дакар" (и его преемниках). Гоночная команда "КамАЗ-мастер" — 19-кратные победители самой сложной гонки в мире.
Эти спортивные грузовики показывали, что КамАЗ — это не только про стройку и армию, но и про скорость, мощь и технологии.
КамАЗ сегодня
КамАЗ продолжает работать и в XXI веке, производя современные грузовики и электробусы. Совместные проекты с Mercedes-Benz, переход на евро-двигатели, цифровизация — завод адаптируется к новому времени.
КамАЗы работают в коммунальных службах, армии, на стройках и трассах по всей России и за её пределами.
КамАЗ — редкий случай, когда советский бренд не только выжил, но и продолжает развиваться. Он прошёл через огонь, воду и геополитические шторма, но остаётся на ходу.
Если ЗИЛ и АЗЛК ушли в историю, то КамАЗ, кажется, только наращивает обороты. Не просто грузовик — символ прочности и большого инженерного упрямства.