Когда вспоминают технику СССР, в первую очередь говорят о "вечных" моторах КамАЗов и УД-2, но в тени остались скромные, надёжные и невероятно живучие двигатели, которые не становились легендами, но без них страна встала бы.
Это — незаметные рабочие лошадки, которых обделили вниманием, но не уважением.
Двигатель Д-37 (трактор Т-16)
Объём: 2.7 л дизель
Мощность: 37 л. с.
Чем хорош: Скромный, простой и практически неубиваемый мотор. Работал в самых суровых условиях — от колхозов до тайги. Его могли чинить ломом и кувалдой — и он всё равно заводился.
МеМЗ-966 (ЗАЗ-966, 968)
Объём: 887 куб. см
Мощность: 27 л. с.
Чем хорош: Воздушное охлаждение, неприхотливость, простейшая конструкция. Насмехались над ним только до тех пор, пока не приходилось ехать по бездорожью — мотор тянул и прощал почти всё.
Двигатель УД-25
Тип: бензиновый, двухцилиндровый
Мощность: около 12 л. с.
Чем хорош: Использовался в компрессорах, виброплитах, на мотопомпах, в катерах — везде, где нужно было надёжно и просто. По сути — брат УД-2, но тише и устойчивее.
ЗМЗ-21 (ГАЗ-21 "Волга")
Объём: 2.4 л
Мощность: 70 л. с.
Чем хорош: Один из первых советских моторов с верхним расположением клапанов. Работал мягко, заводился даже зимой. Просто слишком рано появился — его заслуги забыли, когда на смену пришли "мощные и прожорливые".
Двигатель В-4 (танковый дизель для Т-50)
Объём: 15.9 л
Мощность: 400 л. с.
Чем хорош: Малоизвестный и редкий, но по тем временам — технологический прорыв. Фактически, он был "младшим братом" В-2, но использовался в ограниченном количестве машин. Сегодня о нём помнят только коллекционеры.
Советская инженерия не всегда делала громкие заявления — она делала технику, которая просто работала. Эти моторы не попадали в списки "легенд", не были героем киножурналов, но за каждым стояли сотни тысяч моточасов, пахоты, рейсов, ремонта "на коленке" — и это всё о них. Недооценённые? Скорее — незаслуженно забытые.