Советские инженеры знали толк не только в практичности, но и в инженерной дерзости.
Иногда их творения вызывали восхищение, а иногда — нервный смех с вопросом: "А это вообще должно было работать?!". Но, как это часто бывало в СССР — работало.
Перед вами топ самых странных и эксцентричных моторов, которые реально запускались, крутили валы и… вносили хаос в системный подход советского машиностроения.
Мотор ЗАЗ-968 с… электровентилятором от холодильника
Где использовался: на экспортных версиях "Запорожца"
Что странного: Для снижения шума и "повышения комфорта" вентилятор охлаждения заменили на… бытовой электромотор от холодильника. Работал — когда хотел.
Итог: Холодильник не перегрелся, "Запорожец" — да.
Двигатель от ГАЗ-51 с газовой установкой на… дровах
Где использовался: в глубинке, при нехватке бензина
Что странного: Газогенератор ставился прямо в кузов, грузовик возил себе же топливо. Печь под капотом, куча шлангов и запах копоти.
Итог: Ездил. Медленно, но ехал. Если не сжёг себя первым.
ВР-6 — роторный двигатель для ВАЗ-21018
Где использовался: На опытных "Жигулях" для милиции
Что странного: Роторник, как у "Мазды", но советский. Ревел, как реактивный пылесос, моторесурс — около 30 тыс. км.
Итог: Шумел ярко, жил недолго. Но впечатлял.
УД-15 — двигатель, который заводился только с пинка
Где использовался: вибротрамбовки, мотопомпы
Что странного: Старт — вручную, но по-настоящему: не шнуром, а прямым пинком по маховику или рывком за кардан.
Итог: Завёлся — праздник. Не завёлся — выбитая спина.
Турбодизель ЯАЗ-206 — двигатель с голосом Годзиллы
Где использовался: В тягачах ЯАЗ, БелАЗ
Что странного: Огромный V6 с механической турбонаддувной системой, рычал так, что в деревнях глохли коровы.
Итог: Пугал всех — от шофёров до леса. Но тащил.
Советская техника была не всегда удобной, экономичной или даже логичной. Но в ней была душа — и порой немного безумия. Эти моторы доказывают: граница между гениальностью и инженерным сюрреализмом — тонка. И часто проходит прямо по прокладке ГБЦ.