Многие водители радуются, заметив на бортовом компьютере нулевой расход топлива при движении накатом с включенной передачей. Однако некоторые начинают сомневаться: действительно ли расход может быть равен нулю, если обороты двигателя остаются высокими? А что выгоднее — катиться на нейтральной передаче или замедляться с помощью двигателя?
При движении автомобиля накатом с включенной передачей активируется режим торможения двигателем. В этом режиме блок управления двигателем (ЭБУ) минимизирует подачу топлива, так как автомобиль движется за счёт инерции, а не работы двигателя. Однако нулевой расход, отображаемый на бортовом компьютере, — это лишь условность: фактический расход в этом режиме близок к расходу на холостом ходу и составляет 0,5–0,9 литра в час.
Для сравнения, при движении на нейтральной передаче работает режим холостого хода, при котором двигатель поддерживает минимальные обороты, также расходуя топливо. В обоих случаях фактический расход топлива примерно одинаков, так как двигатель всегда использует часть энергии для работы периферийных устройств (кондиционера, усилителя руля, подогревов и т.д.).
Хотя экономия топлива при движении накатом незначительна, разница между этими режимами становится критической с точки зрения безопасности:
При торможении двигателем ЭБУ переводит двигатель в режим минимального потребления топлива. В некоторых автомобилях бортовой компьютер переключает отображение с литров на 100 км (l/100km) на литры в час (l/h). Это объясняется схожестью параметров расхода при торможении двигателем и на холостом ходу. Однако абсолютно нулевого расхода топлива не бывает — двигатель всегда потребляет немного бензина для работы и поддержания периферийных устройств.
Хотя фактический расход топлива при торможении двигателем и на нейтральной передаче практически одинаков, торможение двигателем всегда предпочтительнее. Это не только более безопасно, но и снижает нагрузку на тормозные механизмы. Привычка катиться на нейтралке, особенно на спусках, является одной из наиболее опасных практик и может привести к аварии.
Так что выбирайте торможение двигателем — это вопрос не только экономии, но и вашей безопасности.
Коро́бка переда́ч — механизм, применяемый в основном в автомобилях, для изменения передаточного отношения. Элемент трансмиссии колёсных и гусеничных транспортных средств, предназначенный для расширения диапазона частоты вращения и крутящего момента применяемого двигателя, возможности реверсивного движения, длительного отсоединения работающего двигателя от трансмиссии.