Максим КАДАКОВ — о том, кому выгоден запрет дизельных авто

Более половины продаж авто в Европе приходится на модели с моторами, работающими на "тяжелом" топливе. Если ранее за покупку дизельных авто поощряли, то сейчас, наоборот, штрафуют. Недавно немецкое издание Süddeutsche Zeitung опубликовало интервью с мэром Мюнхена Дитером Райтером. Политик высказался за запрет эксплуатации дизельных машин. Такой шаг он объяснил "шокирующими" результатами замеров уровня оксидов азота.

Объявить войну дизельным авто решили и власти Лондона. Стоимость парковки для их владельцев увеличили в полтора раза, кроме того, их намерены обложить дополнительным налогом. К 2025 году власти Парижа, Мадрида, Афин и Мехико хотят полностью избавят от легковых и грузовых дизельных машин.

Кстати, в прошлом году руководство немецкого автоконцерна Volkswagen обязали выплатить почти $14,7 млрд за нарушение экологических норм в США. Напомним, в сентябре 2015 года американские власти обвинили концерн Volkswagen в том, что он устанавливал в производимых им автомобилях ПО, позволяющее обходить принятые в США нормы по выбросам в окружающую среду.

Тем временем в России создадут первый электромобиль, работающий на солнечных батареях. Он сможет набирать скорость до 150 километров в час. Батареи будут установлены на крыше машины. Идею создания такого авто уже поддержали в Минпромторге.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к Максиму Кадакову, главному редактору журнала "За рулем".

— По какой причине европейские страны вдруг объявили войну дизелю?

— Тут две причины. Одна чисто техническая, потому что довести до современных требований по экологии дизельные моторы становится гораздо сложнее, чем бензиновые. И в этом чисто техническая сторона проблемы. Это одна история. Дизельные двигатели выдают очень много выбросов твердых частиц, и борьба с ними довольно проблематична. А вторая история связана с экологическим европейским лобби, которое в масштабах Европы сделало себе неплохое имя, они уже не хотят с этой иглы соскакивать. Им в какой-то степени, на мой взгляд, прикольно выдвигать под этими лозунгами новые требования и смотреть, как автопроизводители с этим требованием будут справляться.

Хотя загрязняют воздух не только автомобили, но и самолеты. Один "Боинг-447", который летит через океан, загрязняет воздух так, как десятки тысяч "Фольксвагенов", и суда, которые бороздят океаны, они ведь тоже на тяжелом топливе работают. Это бесконечна игра. Понятно, что лучше дышать чистым воздухом, но вся Европа ездила 20-30 лет на дизелях, далеко не таких чистых, какие сейчас, и я не видел подлинных исследований, которые сказали бы, что население Европы по этой причине стало жить меньше. Население Европы стало жить в среднем больше.

Это такая лоббистская штука, и определенные круги с нее не соскочат. Первые из очень серьезных игроков на мировом рынке, кто решили пойти поперек, это президент США Дональд Трамп, который сказал, что Америка выходит из Парижского соглашения, потому что нормы этого документа давят на производителей и на кошелек покупателя. С одной стороны, это хорошо, это правильно, но очень часто все это заходит в такие рамки, когда идет игра ради игры. Поскольку для того, чтобы обеспечить чистый выхлоп конкретного автомобиля, который едет по центру города или даже просто по крупному городу, необходимо орудовать машину специальными устройствами, а никто не считает, сколько нужно энергии, сколько нужно тех же CO2 получить, чтобы эти устройства произвести, сколько они стоят и так далее. Никто в совокупности это не считает. Берется конкретный автомобиль и лишь подсчитывается, сколько он выбрасывает.

В это лобби входит, может, косвенно, новый мэр Парижа Анн Идальго, которая выдвигает такие идеи: "Давайте мы вообще уберем дизели из города, у нас будет чистый город", "Давайте мы будем все ходить пешком", "Скоро вообще основным видом транспорта будет велосипед, мы увеличим количество велодорожек вдвое". Но дело в том, что даже если увеличить количество велодорожек в 10 раз, не станет велосипед основным видом транспорта. На велосипеде вы в плохую погоду не отвезете ребенка. А если у вас двое — тем более. А если вы инвалид хоть какой-то группы — тем более.

Возможно, что тут не обошлось и без лобби, которое ратует за широкое распространение электромобилей?

— Есть тенденция отказа в будущем от углеводородов. Это исчерпаемый источник энергии, и, соответственно, он когда-то закончится. И понятно, что даже если бы не было жестких экологических норм, то рано или поздно мы пришли бы к тому, что нужны альтернативные источники энергии. То ли ездить на солнечных батареях, то ли получать электричество от атомных электростанций — это не важно. В итоге мы все равно автомобиль перевели бы либо на электричество, либо на атомную энергию, либо на водород, допустим.

Но наиболее реальным из всего небольшого многообразия альтернативных источников является электрическая батарея. Потому что тот же водород очень дорогой в производстве, его очень сложно хранить, перевозить, он взрывоопасен. Атомный двигатель для автомобиля не изобрели. Есть только электричество. Но есть реальные проблемы, опять же, технического и финансового свойства. Батареи пока не могут нам обеспечить достаточный запас хода, они дорогие. Производство этих батарей очень грязное. Это такие сообщающиеся сосуды. Нужно всю цепочку посчитать: например, сколько нужно затратить энергии и сколько получить "грязи", чтобы произвести электробатарею для электромобиля, и сколько нужно произвести электричества для этой батареи.

Ведь если сейчас предположить, что вся Германия вдруг завтра перейдет на электромобили, мы должны тогда посмотреть: а как в Германии электричество вырабатывается? И на сегодняшний день 60% всего электричества, которое вырабатывается в Германии, получают на станциях, на которых сжигают уголь. Германия является одним из крупнейших покупателей российского угля. Да, там развивается ветроэнергетика, там развивается солнечная энергетика, но львиная доля до сих пор — уголь. Получается: давайте мы нажжем столько угля, чтобы хватило на заправку наших электромобилей. Поэтому на данный момент это лишь перенесение выбросов из одного места в другое.

— Какова судьба дизелей в России?

— В России эта проблема пока не стоит. А вот в Китае, в таких городах, как Шанхай, например, мотоциклы могут быть только на электричестве, вы уже не зарегистрируете с бензиновым двигателем мотороллер. Там много всего: переводят общественный транспорт, к примеру. Это частичное, но хотя бы какое-то решение проблемы. Хотя последние исследования показывают, что это еще вопрос, насколько человек вообще и автомобиль в частности влияют на глобальное потепление. Это такой синусоидальный процесс, когда от нас, от человечества, если и зависит, то настолько же, насколько жизнь щепки влияет на жизнь леса.

Читайте последние новости "Правда.Ру" на сегодня

Обсудить