Министерство транспорта РФ объявило о дополнительных мерах по регулированию движения электросамокатов и других ПМД (персональных мобильных устройств), дополняющих изменения, внесённые в ПДД ещё в марте. Новые меры направлены на ограничение обгона пешеходов и ужесточение наказаний для нарушителей, а также на введение системы страхования ПМД, аналогичной страхованию автотранспорта.
По состоянию на март, поправки в ПДД запрещают пользователям электросамокатов превышать скорость 25 км/ч и ограничивают их выезд на автомагистрали, а также вводят другие правила.
Однако, по данным МВД, в первом квартале текущего года произошло 495 ДТП с участием электросамокатов, что на 60% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В этих происшествиях погибли пять человек, а 516 получили травмы. Очевидно, что для решения этой проблемы необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства.
Новые поправки будут внесены в Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и другие федеральные законы. Одним из существенных изменений является предлагаемое ограничение на обгон пешеходов, который будет разрешен только на скорости не более 10 км/ч.
Вопрос о введении и соблюдении этого ограничения находится в стадии обсуждения. Кроме того, все устройства будут регистрироваться и включаться в централизованный электронный реестр, что должно обеспечить более эффективное применение штрафных санкций. Любопытно, что в настоящее время не обсуждается вопрос о введении номерных знаков для ПМД, что заставляет задаться вопросом, почему этот шаг до сих пор не сделан.
В КОАП также будут включены новые положения, предусматривающие более жёсткие штрафы, в частности, за превышение скорости. Однако конкретные детали и размеры этих санкций Минтрансу еще предстоит уточнить. В настоящее время максимальный штраф для нарушителей составляет 1 500 руб. Кроме того, в правила дорожного движения будут внесены изменения, четко разграничивающие ПМД и мопеды, поскольку неоднозначные формулировки вызывают споры между ГИБДД и пользователями ПМД. Возникает вопрос, почему это различие не было сделано с самого начала.
В настоящее время в ПДД нет прямого запрета на движение электросамокатов в тандеме, за исключением случаев, когда скутеры конструктивно предназначены для этого. Тем не менее, движение в тандеме остается одним из самых распространенных нарушений, связанных с ПДД.
Интересно, что в Санкт-Петербурге ГЦГИ отказывается регистрировать ДТП с участием ПМД на тротуарах, ссылаясь на то, что эти участки находятся в ведении местных властей. В ответ на растущую обеспокоенность Максим Едрышов, глава Федерации автовладельцев России, призвал ужесточить скоростные ограничения для ПМД, ссылаясь на примеры Казахстана и Сингапура.
В Казахстане с сентября скорость движения ПМД по тротуарам будет ограничена 6 км/ч, а в Сингапуре использование ПМД на тротуарах полностью запрещено.