В деле о гибели Артема Боровика поставлена точка

Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) завершили расследование катастрофы самолета Як-40, произошедшей 9 марта 2000 года в столичном аэропорту «Шереметьево». Тогда в результате падения самолета, напомним, погибли 9 человек, в том числе президент холдинга «Совершенно секретно» Артем Боровик и глава компании «Группа «Альянс» Зия Бажаев.

Расследование этой авиакатастрофы длилось более года, были истрачены значительные средства, проведены дорогостоящие полетные эксперименты. Выводы комиссии обескураживающие. Эту же самую причину катастрофы ПРАВДА.Ру назвала 11 марта прошлого года, спустя два дня после катастрофы.

Специалисты МАК пришли к выводу, что основной причиной катастрофы стал так называемый «срыв потока», вызванный неверными действиями пилотов, взявшими слишком большой угол атаки при взлете. Закрылки самолета были выдвинуты на слишком большой угол. Результатом ошибки пилотирования стало «сваливание» самолета и последующий удар о землю.

В выводах комиссии лишь упоминается, что одной из приведших к «сваливанию» причин стало наземное оледенение самолета и, как следствие, снижения несущих свойств крыла. Противообледенительной жидкостью поверхности самолета не обрабатывались, подчеркивает комиссия.

Но обратим внимание на этот факт еще раз, обледенение комиссия не считает основной причиной катастрофы. В основе все-таки ошибка пилотирования.

ПРАВДА.Ру сразу же после катастрофы отмечала, что, несмотря на всеобщую истерию вокруг обледенения самолета, оно не могло вызвать катастрофу. Як-40 принадлежал Вологодскому авиаотряду, в распоряжении которого антиобледенителя, по словам многих экспертов, не было вообще. А это означает, что экипаж (кстати, один из лучших в авиаобъединении), не раз летал в таких условиях. Слишком большой угол отклонения закрылков может объясняться именно этим – пилоты пытались компенсировать уменьшившуюся из-за обледенения несущую способность крыла.

Впоследствии эта версия была не раз подтверждена и самими членами комиссии. В частности, представитель «Росавиакосмоса» в комиссии по расследованию причин катастрофы Николай Агеев заявлял, что в день катастрофы с той же стоянки осуществил взлет самолет Ту-134, который также не прошел обработки антифризом. Однако с этим самолетом ничего не случилось. Что, по мнению Агеева, ставит под сомнение обледенение как причину катастрофы.

Самое интересное, что подобные аварии уже не раз имели место, и именно с самолетами Як-40. Летчики-испытатели, с которыми беседовал корреспондент ПРАВДЫ.Ру, полагают, что имеются определенные конструктивные недоработки именно этой модели отечественных авиалайнеров. Несколько авиакатастроф, произошедших с Як-40 еще в советские времена, были тщательно расследованы. Тогда комиссии пришли к выводам, аналогичным нынешним.

Не ясно только, почему комиссии МАК потребовалось более года, чтобы, наконец, поставить точку в этом запутанном деле. Независимые эксперты сходились во мнении, что летные эксперименты в данном случае – не более чем пустая трата денег. Не финансовыми потоками ли объясняется столь затяжное расследование этого инцидента, где все ясно было уже спустя неделю после авиакатастрофы?

Обсудить