Современные АПЛ - атомные бомбы замедленного действия

Столкновение британской и французской атомных подводных лодок в Атлантическом океане, произошедшее в начале февраля и попавшее в ленты новостей только сегодня, вызвало ажиотаж в прессе.

"Возможные последствия невообразимы. Маловероятно, что был бы ядерный взрыв. Однако радиоактивная утечка возможна. Хуже того, мы могли потерять экипаж и ядерные боеголовки. Это была бы национальная катастрофа", - сказал британской газете The Sun источник в ВМС Великобритании. По предварительным данным, никакой утечки не произошло, но журналисты отнеслись к этому заявлению скептически: сам факт столкновения скрывали более десяти дней и до сих пор не прокомментировали официально, что уж тут говорить о последствиях.

Независимые военные эксперты утверждают, что вероятность нахождения двух АПЛ в одной и той же точке океана составляет один шанс из миллиона. Тем не менее британская Vanguard и французская Triomphant умудрились встретиться. Расследование, которое сейчас ведется, нацелено в первую очередь на проверку компетентности экипажей, но СМИ делают акцент на другой версии - технической.

Читайте также: "Курск" снова оказался в центре внимания.

Известны прецеденты, связанные с суперсовременными судами, оборудованными по последнему слову техники и при этом неспособными засечь друг друга на расстоянии прямой видимости. Боевые корабли и субмарины уже давно оснащаются специальными гидролокаторами, которые выявляют находящиеся поблизости суда по звуковым волнам. Но существуют и антигидролокационные технологии - своего рода "антирадары", которые защищают корабли от обнаружения. Теоретически два судна, имеющих на борту такое оборудование, не заметят друг друга даже на очень близком расстоянии.

Кроме того, если подводная лодка совершает скрытые маневры, то ее бортовой гидроакустический комплекс работает в пассивном режиме - выявляет только достаточно шумные субмарины, да и то при благоприятных погодных условиях. В противном случае дальность обнаружения малошумных целей настолько мала, что лодка может обнаружить их только в момент столкновения.

Столкновения подводных лодок с кораблями и другими подводными лодками нередки. Большинство известных инцидентов подобного рода были зафиксированы в 1990-х годах - в основном, между американскими и отечественными субмаринами, причем в ситуации, когда подлодки США вели слежку. Версия столкновения с АПЛ военных сил НАТО разрабатывалась и при анализе трагедии, произошедшей с "Курском" 12 августа 2000 года.

Эксперты утверждали, что потопившая российскую подлодку субмарина сама получила значительные повреждения и предлагали на этом основании определить виновницу инцидента. ВМС США подтвердили свое алиби в гибели "Курска", продемонстрировав по телевидению зашедшую в одну из ВМБ НАТО в Норвегии целую и невредимую американскую АПЛ "Мемфис". Однако принятая в состав флота в 1995 году новейшая американская подлодка "Толедо" и английская "Сплендид", также следившие за нашими подлодками на учениях СФ, так и не были предъявлены российской стороне.