О танках CDL с мощными источниками света забыли сами военные

Супероружие погубила... излишняя секретность

В условиях войны секретность, безусловно необходима. Однако и с ней лучше не перебирать, а то вместо пользы выйдет один вред. Хороший тому пример — история танков, снабженных осветительными приборами CDL. Их производство и испытания настолько сильно засекретили что в итоге эти мощные машины так и не вышли на поля сражений Второй Мировой войны.

В 1915 году британский офицер Оскар де Торен предложил любопытный проект. Суть его была в следующем: в автомобиле или на танке монтировали мощный источник света, чтобы с его помощью ослеплять противника в темноте. Когда война завершилась, интерес к его предложению на время угас, но впоследствии де Торен смог вновь заинтересовать своей разработкой французское правительство.

В данном случае изобретатель действовал как гражданское лицо, то есть посылал предложение от имени своего синдиката. Интересно, что руководителем его был некий Митзакис (британский подданный греческого происхождения), техническим советником — генерал-майор Фуллер, известнейший специалист в области танковых вооружений. А финансировал это предприятие сам герцог Уэстминстер.

Первый показ установки состоялся в 1934 году во Франции, потом в 1936-ом, после чего предложением снова заинтересовалось британское военное министерство. Демонстрация в Англии была проведена в 1937 году на равнине Солсбери, и, видимо, достаточно успешно, потому что спустя всего лишь 10 дней после начала Второй мировой войны последовал заказ на производство сразу 300 таких установок.

Читайте также:"Нелетальное" оружие усовершенствует мир

Устройство де Торена было настолько же простым, насколько и гениальным. Суть его заключалась в том, чтобы ночной темноте освещать поле боя узким лучом яркого, да к тому же еще и мерцающего света, взглянув на который, точно так же, как и на электросварку, всякий наблюдатель бы просто ослеп.

Башня, предполагавшаяся в этом случае к установке на танк, разделялась на два отсека: левый — для оператора, а правый — с прибором CDL мощностью 13 миллионов свечей! Ток для питания электричеством двух угольных электродов вырабатывался собственным двигателем. Интенсивный поток света собирался сначала параболическим зеркалом, а потом отражался плоской пластиной из полированного алюминия наружу через щель в два дюйма шириной и 24 дюйма в высоту (один дюйм равен 2, 54 сантиметра). Она была такой узкой для того, чтобы в нее не залетали вражеские пули.

Конструкция позволяла свету мигать с частотой шесть раз в секунду, что усиливало поражающее действие установки. Для самообороны башни имели пулемет, а устанавливать их предполагалось на пехотные танки "Матильда". Угол рассеивания луча, выходящего из башни, составлял 19 градусов, что позволяло танкам, размещенным через каждые 30 метров, перекрывать пучками света все пространство перед собой на расстоянии от 180 до 900 метров.

Поскольку программа CDL была совершенно секретной, базу для перевооружения танков и тренировки экипажей решили устроить как можно дальше от глаз, а именно — в Шотландии, в районе замка Лоутер. Там было холодно, а условия проживая личного состава "просто ужасны", но зато там можно было не опасаться немецких шпионов и самолетов-разведчиков. Последнее было особенно важно, потому что испытывали новые танки по ночам, а свет от них был столь силен, что, например, в соседнем с Лоутером городке Пенрит на расстоянии шести миль при нем можно было спокойно читать газету. И такую освещенность давали всего 16 танков!

Поэтому при угрозе воздушного нападения в Лоутер передавалось специальное предупреждение, и весь полигон погружался во тьму. Жизнь фермеров в окрестностях замка стала совершенно невыносимой, потому что танки разрушали ограды и уничтожали их посевы, однако правительство выплатило им всем компенсацию.

Читайте также: Легкий способ превратить авто в танк

Первое крупномасштабное испытание танков CDL было проведено 5 мая 1942 года, а затем его повторили уже для американцев и с участием американских солдат. На генерала Эйзенхауэра они произвели настолько сильное впечатление, что он тут же приказал установить такие же башни и на американские танки, для чего еще однабаза, подобная Лоутеру, была создана в Южном Уэльсе.

Посовещавшись, военные двух стран решили, что танки CDL должны быть задействованы против немцев только массированно и сразу в большом количестве, что фактически исключало их опытное применение на поле боя, так как оно раньше времени могло открыть их секрет. В этих условиях было решено продолжить перевооружение части танков и подготовку их экипажей, чтобы иметь их всегда под рукой.

В тоже время постепенно выяснилось, что ослепляющий эффект от них все-таки меньше ожидавшегося. Кроме того, неприятным сюрпризом стало открытие, что зеленый противосолнечный фильтр на германском зенитном 88-мм орудии позволяет наблюдателю ясно видеть щель на башне, из которой выходит свет, а значит, стрелять точно по ней! Разочарованы были и сами экипажи этих танков, потому, что у того же Эль-Аламейна в это время шли ожесточенные танковые бои, а они все сидели и ждали приказа.

Тем временем решили, что поскольку основное вооружение танков "Матильда" и "Черчилль" при переоборудовании в СDL снималось и боевая сила их значительно уменьшалась, ставить новые башни следует на американские танки М3 с 75-мм орудием в корпусе, что позволило бы в значительной степени сохранить их боевую мощь, несмотря на замену башни. Чем и начали заниматься в рамках подготовки в "дню "Д" — предполагавшейся высадке союзников во Франции, что сразу же подняло боевой дух частей, вооруженных этими танками.

Вместе с другими, хотя и во втором эшелоне, подразделения танков CDL также были высажены во Франции, однако по своему прямому назначению — для ночной атаки противника, — их так никто и не использовал. Они остались без дела прежде всего потому, что боевые командиры о них совершенно ничего не знали — такой завесой секретности они были окружены!

Американцы использовали эти танки только 1 марта 1945 года для того, чтобы освещать Рейн после захвата моста у Ремагена. Затем точно так же с 23 марта по 5 апреля эти танки использовали англичане, причем это помогло схватить нескольких аквалангистов, пытавшихся их подорвать. Один танк при этом был подбит германской артиллерией, а несколько танков атаковала авиация, но без потерь с английской стороны.

Этим все и закончилось — больше танки этого типа в боях уже не применялись. Однако именно задержку с их применением англичане считают своей величайшей ошибкой Второй мировой войны. Подполковник Гиффорд Мартель, один из родоначальников британских танковых войск, например, писал, что большим несчастьем было неиспользование этих танков в Северной Африке и в Нормандии, где с их помощью английские танки могли бы прорваться в районе Кана, причем при значительно меньших потерях.

Примерно так же считал и генерал-майор Фуллер, признанный авторитет в этой области, утверждавший, что это была "величайшая ошибка войны". В 1949 году он писал, что применение танков CDL могло бы помочь союзникам занять всю Германию и не пустить туда советские войска, однако сделано этого не было, и "результат этого сегодня всем известен". Марсель Митзакис получил от правительства за свою разработку 20 тысяч фунтов стерлингов, что лишь компенсировало понесенные им издержки. Он также остался очень недоволен, что столь впечатляющее оружие не было использовано из-за режима экстремальной секретности вокруг него.

Сами англичане потратили на этот проект 20 миллионов фунтов стерлингов, вооружив "прожекторами CDL" в общей сложности 1850 машин разных типов. Для управления ими было подготовлено 6 тысяч английских и 8 тысяч американских солдат, но сути дела все эти затраты кончились ничем!

Читайте также: Драмы науки: активную броню изобрел одессит

В июне 1945 года 43-й Королевский танковый полк, вооруженный танками CDL, был направлен в Индию, где в 1946 году его танки вместе с полицией участвовали в подавлении уличных беспорядков в Калькутте, причем действовали в качестве полицейских машин с большим успехом! Только один из танков этого типа сохранился до наших времен, сегодня его можно увидеть в Королевском танковом музее в местечке Бовингтон.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить