Последний полет рейса SBI1812 по маршруту Тель-Авив — Новосибирск

2 октября 2001 года. С того страшного дня, когда потерпел катастрофу Ту-154М авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс SBI1812 по маршруту Тель-Авив — Новосибирск, минуло уже 14 лет. Вылетев после дозаправки в Сочи, лайнер, не долетев до пункта назначения, рухнул в Черное море. Погибли все 66 пассажиров и 12 членов экипажа, находившиеся на борту самолета.

Заключение комиссии Межгосударственного авиационного комитета однозначно указывало на виновников трагедии: самолёт сбила украинская зенитная ракета С-200, запущенная в рамках проводившихся на Крымском полуострове военных учений. Однако, спустя уже четырнадцать лет с того страшного дня, Украина так и не признала своей вины в происшедшем.

Не прошло и недели с момента уничтожения Ту-154, как тогдашний президент Украины Леонид Кучма цинично заявил:

"Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе? Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба. Если мы сами себя не опустим ниже цивилизованного уровня, всё будет хорошо. А если мы сами на себя ведро грязи выльем, так милости прошу".

То есть, никакой вины за собой признавать не надо и приносить извинения — тоже?

Итак, уже 14 лет, за Украиной тянется этот позорный шлейф: во время показательных военных учений "нечаянно" сбитый гражданский самолет. Нельзя сказать, чтобы уж совсем никакой вины киевские власти за собой не чувствовали: поначалу даже была кое-какая "частичная вина признана" и по доброй воле государства семьям погибших выплачивалась компенсация — по 200 тысяч долларов за каждого пострадавшего.

Однако потом позиция Украины изменилась в корне и теперь в судах ее представители доказывают ровно обратное: никакого воздушного судна наша ракета не сбивала.

20 сентября 2004 года Генеральная прокуратура Украины закрыла уголовное дело по факту катастрофы, поскольку расследование не установило объективных данных, которые бы достоверно указывали на то, что Ту-154 сбит ракетой С-200, запущенной во время учений украинских войск противовоздушной обороны. Правда, Военный суд Киевского гарнизона это решение опротестовал и расследование дела было возобновлено, однако в июле 2007 год дело было закрыто окончательно с первоначальной формулировкой.

Некоторое время спустя, после проведенного расследования обстоятельств трагедии, с 2004 года, с Украиной стала судиться российская авиакомпания "Сибирь", которой принадлежал самолет. Россияне требуют взыскать с ответчика дополнительно 15,32 миллионов долларов США. В эту сумму "Сибирь" включила рыночную стоимость упавшего в море самолета, его дополнительное оборудование, расходы, связанные с расследованием катастрофы, страхование, упущенную выгоду в связи с потерей самолета, и, конечно, моральный ущерб.

Надо отметить, что выплаты компенсаций семьям погибших регулировались двумя соглашениями, заключенными Украиной с Российской Федерацией и государством Израиль. Украина выплатила деньги правительствам этих стран, а уже правительства занимались распределением средств членам семей пострадавших. При этом авиакомпания "Сибирь" не получала ничего.

После семи лет рассмотрения дела в суде победителем вышло министерство обороны Украины на основании экспертизы, проведенной Киевским НИИ судебных экспертиз. Конечно, авиакомпания этим отказом не была удовлетворена и подала апелляцию в Хозяйственный апелляционный суд Киева.

Назначенное на 6 февраля 2012 года судебное заседание завершилось, не успев начаться: в зале отсутствовала техника для аудиофиксации судебного процесса. На аудиозаписи процесса настаивали юристы авиакомпании, возмутившись, что такой резонансный процесс не фиксируется на аудионосители.

Затем прошли еще несколько судебных разбирательств, однако вина украинских военных так и не было признана. Авиакомпания, пройдя все возможные инстанции на Украине, не смев добиться рассмотрения дела в Верховном суде страны, так и осталась ни с чем.

Несколько слов о версиях происшедшей трагедии. В сентябре 2001 года в Нью-Йорке была выдвинута версия о теракте, произошедшем на борту самолета. Также существовала версия о том, что на борту лайнера произошел взрыв по техническим причинам, впрочем, она начисто отвергалась самой авиакомпанией "Сибирь" по многим основаниям. Надо отметить, что авторами появившейся через несколько часов после катастрофы версии о том, что самолёт был поражён извне, например, сбит ракетой ПВО, были американские специалисты из ЦРУ. Эта информация была озвучена телекомпанией CBS и сразу же использована в публикациях многих мировых СМИ.

Однако, как известно, "черные ящики" самолета, упавшего на глубину более 2000 метров, так и исчезли под толстым слоем ила, покрывавшем морское дно. Не найден был и сам самолет, лишь только 404 фрагмента лайнера, личных вещей и одежды пассажиров и экипажа отдало море. Оснований для точных и неопровержимых выводов нет по сей день. Украина пока смогла избежать ответственности.

Обсудить