Александр МИХАЙЛОВ – о том, кто мог совершить теракт в питерском метро

Следователи рассматривают две основные версии теракта в Санкт-Петербурге. Взрыв в метро унес жизни 14 человек.

По предварительным данным, мощность взрывчатки, которая сработала в перегоне между станциями "Технологический институт-1" и "Сенная площадь", составляла около одного килограмма в тротиловом эквиваленте. Ещё одну готовую бомбу обезвредили на станции "Площадь Восстания".

В настоящий момент одна из приоритетных версий такая: взрыв осуществил террорист-смертник. Следствие полагает, что мужчина оставил взрывное устройство, закамуфлированное под огнетушитель, на станции метро "Площадь восстания".

Именно эта бомба была обезврежена, так как не сработала "в назначенный час". В вагоне метро была приведена в действие другая бомба.

Следственный комитет России уже назвал имя мужчины, который, по оперативным данным, устроил взрыв в метро Санкт-Петербурга. Это Акбаржон Джалилов, 1995 года рождения, сообщила официальный представитель СК Светлана Петренко.

Возможно, действовала и группа террористов, отмечают оперативники МВД и ФСБ. Во все территориальные отделы МВД, ФСБ и Росгвардии разосланы ориентировки на двух предполагаемых террористов.

Ранее были получены записи с камер видеонаблюдения перед станцией метро и в вестибюле. На них попал мужчина восточной внешности с бородой и в мусульманской шапочке.

В СК РФ не исключают возможность, что организаторы теракта могли покинуть город или затаиться. Фотографии террористов переданы на пограничные заставы и контрольно-пропускные пункты в Ленинградской, Мурманской, Псковской областях и Республике Карелии — на российско-финской, российско-норвежской, российско-эстонской и российско-латышской границах.

В СМИ также появилась информация о том, что подозреваемый в совершении теракта в Санкт-Петербурге Акбаржон Джалилов якобы работал в автомастерской. В правоохранительных органах сообщили, что отец Джалилова является гражданином России. В 2011 году они жили в Петербурге, где работали в автомастерской. Джалилов-младший получил гражданство России перед отъездом.

Ранее в Сети появилась и другая информация: подозреваемый работал якобы еще в 2015 году поваром в петербургском суши-баре, а потом пропал; возможно, Акбаржон уехал в Корею. Предполагаемый террорист интересовался исламом и имел религиозных знакомых.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к экс-руководителю Управления правительственной информации РФ Александру Михайлову.

— Какова ваша оценка того, что случилось в Санкт-Петербурге? Как сработали спецслужбы? Где допущены просчеты? Что думаете о том информационном накале, который сопровождал атаку? В соцсетях были массовые фейковые сообщения о взрывах, грязные слухи, либералы злорадствовали…

— Пока не время, чтобы давать окончательные оценки. Мы не знаем достоверно ни обстоятельства самого взрыва, ни условия его совершения. Мы не знаем, кто его совершил. СМИ пишут о киргизе-смертнике. Но это еще не совсем подтвержденный факт. Еще есть сомнения, был ли это смертник или нет.

На данный момент мы имеем факт, который требует очень серьезного изучения со всех сторон. Общественность не располагает данными предварительного следствия, достоверные выводы сделать сложно. Но хочу отметить, что террористические акты были, есть и будут. На сегодняшний день мы не преодолели рубеж предотвращения террористических атак. Да, мы можем предотвращать локально, на стадии замысла. Тем не менее, специальные службы — это не господь бог; они не в состоянии предугадать на всех направлениях террористические атаки. Особенно, в том случае, когда исполнители — люди-одиночки, которые всегда находятся в поле зрения специальных служб.

Да, террористический акт произошел. Начинают говорить о том, что спецслужбы располагали информацией, якобы они не смогли ничего предотвратить. Информация — это то, что состоит из нескольких слов: что, где, когда, при каких обстоятельствах, какими силами и средствами этот теракт осуществлен. Если хотя бы одного компонента не было, то это уже была не информация, а предчувствия и предположения. Запад для нас не пример, ведь там промахов — огромное количество.

Надо прекрасно понимать, что мы живем в таком мире, который невозможно изолировать от внешних угроз и вызовов. Это и в Европе происходит, и у нас. Мы просто уже интегрированы во все эти угрозы — с точки зрения международного истеблишмента.

У нас сегодня есть хорошая нормативная база, профессиональный состав, который мы вооружили всем инструментарием, необходим в этой деятельности. Остальное, конечно, может, где-то не досмотрели, упустили. Но, как я уже сказал, если речь идет о исполнителе террористе-одиночке, то стопроцентной гарантии предотвращения терактов нет.

— Относительно личности террориста-исполнителя: есть сообщения, что у него был российский паспорт. Как ловить таких среди миллионов новых граждан?

— Как ловили, так и будем ловить. Вопрос заключается в том, что ловить надо не по паспорту, а по намерениям, системе взглядов и планов террористического характера. Как работали, так и будем работать, ничего не изменится. Много людей, приехавших из союзных республик, уже давно ассимилировались. Важно заметить, то на Западе все террористические акты совершены натурализованными иностранцами из арабских стран. Такое практически везде. Мы являемся заложниками этих обстоятельств. Работа специальных служб, безусловно, должна совершенствоваться. Но мы не можем так вот в лоб сказать, что прозевали. У нас были ликвидированы более 20 террористических групп — буквально недавно. Это тоже результат.

— Как можете оценить метод исполнения террористического акта? Насколько профессионально сработано? Что можете сообщить о характере взрыва по фото- и видеосвидетельствам?

— Сработано четко и крайне профессионально. Но важно добавить, у террористического акта такого плана примерно одинаковая форма реализации. Я понимаю, что если бы осуществили террористический акт на каком-то объекте жизнеобеспечения, на атомном или ядерном объекте — это другое дело. В данном случае — обычная схема, обычная взрывчатка, устройство, начиненное различного рода поражающими элементами, в публичном месте. Пока неясно, был ли это человек, на котором было взрывное устройство, — или был просто оставлен какой-то предмет в людном месте.

— Чуть ли не огнетушитель…

— Огнетушитель маленький. Если вспомнить Пальмиру и Алеппо, то мы с вами увидим, что практически в подобных случаях все поражающие элементы находятся в газовых баллонах. Это просто оболочка, ничего такого чрезвычайного нет. Огнетушитель, если учесть его толстые стенки, большой заряд взрывчатки, конечно, может нанести серьезный ущерб. Это удобно и выгодно подобному террористу, любому врагу. Выгодно и радикальным исламистам, и бандеровцам. А сам теракт выгоден даже нашей оппозиции, которая увидела в этом слабость сегодняшней власти.

— Эксперты говорят о том, что кто бы конкретно теракт ни совершил(ИГИЛ, другие радикалы), выгодно это только США. Якобы здесь есть грамотная работа ЦРУ. Так, правительственный советник, управляющий директор консалтингового агентства для правительства и предпринимателей Hörstel Networks Кристоф Хёрстель дал вчера интервью "Правде.Ру". Он сказал, что ЦРУ, возможно, причастно к взрывам в питерском метро. Что думаете о такой версии?

— Безусловно, есть определенные круги, которые заинтересованы в подрыве и ослаблении РФ. ЦРУ — всего лишь элемент, и он не является определяющим. То, что они могли так четко на этом сыграть, есть вероятность. Пока не разобрались; надо руководствоваться той информацией, которую на сегодня имеем.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

 

Обсудить