Обзор корпоративных социальных сетей: сравниваем возможности и функционал

Корпоративные социальные сети, базирующиеся в целом на тех же принципах, что и классические, появились недавно, однако уже стали трендом. Объяснить это несложно. Прогрессивные руководители осознали тот факт, что идти по пути запрета на использование соцсетей в компании — дело неблагодарное и зачастую не приносящее ожидаемого результата. А вот взять на вооружение этот мегапопулярный инструмент, снабдив его полезным для бизнеса функционалом, — решение с большими перспективами. Среди явных преимуществ — рост лояльности сотрудников, экономия рабочего времени на официальную переписку, статус прогрессивной компании. Как итог — повышение эффективности бизнес-процессов и рост прибыли.

Loqui
Соцсети для бизнеса могут помочь сотрудникам в решении как личных, так и рабочих вопросов. Получить демодоступ к корпоративной соцсети...

Концептуальный фундамент корпоративных сетей был заложен еще в середине прошлого века японцами — основоположниками системы менеджмента качества. Именно в этой стране пришли к обоснованному выводу, что эффективная компания — та, в которой работают довольные и счастливые специалисты. Решалась эта задача весьма любопытными методами. Например, на одном из крупных концернов страны на проходной установили боксерскую грушу, имитирующую руководителя компании. Каждый сотрудник при входе должен был «отвесить» манекену то количество оплеух, которое, по его мнению, заслуживал руководитель на данный момент. Что это дало? Во-первых, менеджеры смогли оценить эмоциональный фон в компании, популярность тех или иных решений, а значит, получили возможность принять необходимые меры по стабилизации обстановки. Во-вторых, сотрудники обрели право голоса и возможность снять эмоциональное напряжение, пусть и таким нестандартным способом. В итоге производительность труда повысилась в разы, как и качество выпускаемой предприятием продукции.

Примеров можно приводить много — вывод один: концепция, созданная японцами и известная как кайдзен, доказала свою жизнеспособность. Недаром в Японии показатель текучести кадров один из самых низких. Люди зачастую работают на одном и том же предприятии всю жизнь. А на смену им приходят их же дети и внуки.

Соцсеть для бизнеса — это в общем-то виртуализация идей кайдзен. Это трансформированный для современного общества, его потребностей и технологических возможностей способ создать в компании эффективный коллектив. Команду, каждый член которой может в полной мере реализовать на рабочем месте свои способности.

Корпоративная социальная сеть: что в имени тебе моем…

Соцсеть для бизнеса позволяет формировать внутри компании информационное сообщество с хорошо развитыми вертикальными и горизонтальными связями. Это значит, что работники компании могут взаимодействовать в сети не только друг с другом, но и с руководством, причем независимо от того, где они в данный момент находятся. Особенно актуальны корпоративные соцсети для крупных компаний, чьи офисы находятся в разных городах или даже по всему миру. При этом их наличие воспринимается сотрудниками как часть корпоративной культуры, такая же, как мероприятия по тимбилдингу или бесплатный тренажерный зал, как свидетельство того, что руководство компании заинтересовано в своих подчиненных и стремится создать для них комфортные условия труда.

Для чего нужны корпоративные сети? Они могут сыграть существенную роль в ускорении бизнес-процессов, в обмене опытом, в обсуждении и принятии решений по любым рабочим вопросам. При этом процесс вовлечения сотрудников в корпоративную социальную сеть происходит намного быстрее, чем, например, в работу с корпоративным порталом. Это происходит потому, что большинство социальных сетей для бизнеса адаптированы для пользователей социальных медиа, имеют аналогичный интерфейс.

Согласно исследованиям McKinsey Global Institute, использование корпоративных сетей позволяет увеличить производительность труда на 20–25%. Главные области, в которых внутрикорпоративные сети повышают производительность труда сотрудников:

  1. Поиск и сбор информации. Благодаря возможности создания «базы знаний», куда сотрудники могут добавлять различные нормативные и прочие важные документы, время на поиск информации сокращается.
  2. Совместная работа и общение. Наличие и функционирование корпоративной сети в компании позволяет экономить рабочее время на общении. При помощи внутренней соцсети работники компании могут напрямую обратиться к нужному коллеге и практически моментально получить ответ, минуя почтовый ящик и не тратя время на ожидание.

В одной из крупнейших в мире медицинских страховых компаний Humana корпоративной социальной сетью пользуется 26 000 сотрудников. В сети существует около 1200 групп самой различной тематики — от музыки до проблем материнства. Тем не менее 70% общения сотрудников между собой касается рабочих вопросов.

Кроме этого, соцсеть дает возможность экономить время на обучении и адаптации новых сотрудников, которые с ее помощью гораздо быстрее вливаются в коллектив.

Несмотря на явную пользу от внедрения корпоративных социальных сетей, в некоторых компаниях этому новшеству активно противятся. Происходит это даже не от того, что руководители считают сети пустой тратой времени, а по той причине, что многие из них не видят разницы между сетями и, например, корпоративным порталом. А поскольку в большинстве серьезных компаний такие порталы есть, то, по мнению руководства, не стоит тратить время и деньги на дублирование того, что уже существует.

Это серьезное заблуждение. Попробуем разобраться, что же такое интранет, корпоративный портал и корпоративная социальная сеть компании и чем они отличаются друг от друга.

Существует три основных технологии:

  • интранет;
  • корпоративный портал, или социальный интранет;
  • корпоративная социальная сеть.

Интранет — инструмент, решающий только бизнес-задачи, но социальных функций не выполняющий. Данное решение постепенно теряет свою популярность.

Корпоративный портал, или социальный интранет — помимо того, что инструмент подразумевает наличие базы знаний, объединяет информационные системы и системы бухгалтерского учета, управления проектами, файловыми ресурсами, портал частично решает и социальные функции.

Социальный интранет создается и поддерживается администратором. И в этом его основное отличие от корпоративной социальной сети. Администратор генерирует группы, наполняет портал контентом, открывает доступ к тем или иным файлам… Эта особенность может сделать портал не слишком мобильным, не способным оперативно реагировать на нужды и интересы пользователей. При такой организации практически не учитываются опыт и интересы рядовых сотрудников, не имеющих возможностей поделиться собственными наработками. Все это нередко делает корпоративные порталы невостребованными, несмотря на их несомненную пользу для организации.

Что касается корпоративной соцсети, то это проект для сотрудников, созданный ими же. В сети любой специалист за пару минут сможет создать, например, рабочую группу для разработки и обсуждения нового проекта или идеи. Каждому сотруднику круглосуточно открыт доступ к базе знаний, сформированной на основе личного опыта — его и его коллег. Достаточно просто задать вопрос в сети или забить его в поиске. При этом поиск в соцсети имеет более гибкие алгоритмы по сравнению с порталом. Но главное — то, что это не просто рабочий инструмент и рабочее пространство, это в первую очередь место, где можно немного расслабиться, обсудить с коллегами в неформальной обстановке новый проект, регламент или документ, а может, и новое платье главного бухгалтера.

Привлекает пользователей и привычный интерфейс сети, простота и доступность сервисов.

Обзор интранетов, корпоративных порталов и соцсетей для бизнеса

По прогнозам аналитиков и разработчиков ПО, рынок корпоративных социальных сетей в ближайшие два-три года будет интенсивно развиваться, причем происходить это будет как в области решений, так и в области использования. На рынок пришли разработки западных компаний, они переведены и частично адаптированы под отечественного пользователя. В ближайшее время стоит ждать активности и от российских вендоров.

Что касается процесса организации корпоративной социальной сети в компаниях, то он, по оценкам экспертов, в России все еще находится на ранней стадии. Объясняется это тем, что многие руководители, не видя от сетей моментальной отдачи, просто не хотят тратить средства на невыгодное, по их мнению, новшество. Ситуация может измениться в ближайшие два-три года. Лидерами по использованию соцсетей в России, за которыми со временем потянутся и самые консервативные компании, являются предприятия из банковской отрасли и ритейла.

В настоящее время на российском рынке наиболее востребовано всего около десятка продуктов.

«Битрикс24»

Этот инструмент относится к категории интранетов с отдельным социальным модулем. В рамках модуля предусмотрены функции ведения микроблогов, мессенджера, создания фотогалереи и ряд других. Интерфейс и функционал приложения немного напоминает соцсети в вариации 2005 года. Социальное приложение само по себе бесплатно, однако оно не заработает, пока не будет приобретен базовый пакет «Битрикс24». Стоимость зависит от выбранного тарифа и числа сотрудников, а также варианта реализации: версия с установкой на своем сервере обойдется дороже облачной.

DaOffice

Первая российская корпоративная социальная сеть. Основное внимание, в отличие от «Битрикса24», уделяется именно социальным инструментам. Микроблоги в этой сети поддерживают #теги и @имена как в «Твиттере», есть возможность ставить понравившимся публикациям «лайки», видеть список рекомендованных друзей, как в Facebook. Еще одна отличительная черта сервиса — элементы геймификации: за добавление сообщений по актуальным и полезным темам сотрудники получают очки.

Доступ к DaOffice возможен с мобильных устройств с помощью приложений для Android и iOS. Стоимость установки определяется конкретно для каждой компании и зависит от количества пользователей (может быть любым), варианта внедрения (свой сервер или облако), необходимости интеграции с другими системами и разработки дополнительных опций. Что касается бесплатной версии, то она доступна только для крупных компаний, с количеством сотрудников более 250 человек.

Одним из минусов бесплатной версии является то, что при установке на свой сервер появляются ограничения на инструменты администрирования.

Jive

Это решение относится к категории интранетов с социальными функциями. Пользователи Jive могут настраивать свое индивидуальное рабочее пространство. Приложение содержит инструменты для управления задачами, корпоративным контентом и проектами.

Jive доступен для мобильных устройств и может быть интегрирован с Office365 и продуктами Google. Цена приложения зависит от выбранного пакета: Select, Premier или Premier+. Серьезным недостатком приложения является отсутствие русифицированной версии. К тому же, по отзывам клиентов, навигация в Jive сильно отличается от привычной навигации в социальных сетях.

Yammer

На данный момент это самый популярный в мире социальный интранет. Доступен пользователям в составе Office365. По структуре напоминает «Твиттер», позволяя сотрудникам обмениваться коротким сообщениями, формировать рабочие группы и контролировать «статус» подчиненных. Среди других возможностей сервиса — обмен файлами и изображениями, поддержка тегов в сообщениях, просмотр онлайн-контактов, поиск людей, групп и текстов, формирование и использование базы знаний. Благодаря поддержке 25 языков при пользовании приложения отсутствует языковой барьер.

После того, как Yammer стал частью онлайн-офиса Office365, его отдельная установка стала невозможна. Другой существенный минус — отсутствие варианта организации на серверах потребителя (on premise). Доступно только облачное решение с серверами за рубежом (off premise).

«Пряники»

Отечественная корпоративная социальная сеть. Ее отличительной характеристикой является геймификация — за определенные достижения в сети пользователи получают призы и бонусы, в данном случае в виде виртуальных пряников. Среди возможностей «Пряников» — просмотр общей ленты событий и их обсуждение в группах, быстрое проведение опросов на любую тему, обмен файлами всех типов, привлечение к обсуждениям заинтересованных лиц и экспертов, составление базы знаний по принципу wiki, быстрый доступ к контактной информации сотрудников, просмотр их публикаций, компетенций и заслуг.

У «Пряников» есть приложение для смартфонов и планшетов на Android и iOS. Cеть может быть интегрирована с «1С-Битрикс» и Microsoft SharePoint. Стоимость решения зависит от вида пакета. «Пряники» предлагают три типа тарифов: «Для перспективных» — бесплатно (15 человек), «Для познавших силу» — около 16 000 рублей в месяц (облачное решение, 100 человек), «Все и навсегда» с установкой на сервер заказчика — примерно 230 000 рублей в месяц. Использование сети целесообразно, если в компании работает более 30 человек.

IBM Connections

Речь идет о корпоративной социальной сети. Решение позволяет настраивать персонализированную домашнюю страницу, создавать собственные документы и блоги, участвовать в обсуждениях и обмениваться сообщениями. В рамках приложения возможно формирование информационной базы, создание форумов и опросов. Интеграция с Microsoft Office позволяет редактировать документы прямо из сети. Работает на устройствах Android, WindowsPhone, iOS, Blackberry.

Цена на приложение зависит от вида пакета и входящих в него опций. Благодаря возможности организации форумов, блогов и информационных баз, приложение подходит для больших компаний. Среди недостатков IBM Connections пользователи отмечают унылую цветовую палитру интерфейса. Приложение доступно в вариантах on premise и off premise.

Facebook Workplace

Это корпоративная социальная сеть в чистом ее виде. Представляет собой практически точную копию классического Facebook. При этом профили пользователей никак не связаны с их Facebook-аккаунтами. В остальном в сети доступны те же инструменты — лента новостей, возможности создания личного профиля, групп, чатов, презентаций, совершения видеозвонков. Главным плюсом Facebook Workplace является его привычный интерфейс, не требующий от пользователя переучивания и привыкания. Продукт для больших компаний, что отразилось даже на способе оплаты за его инсталляцию. Если численность работников в компании не превышает 1000 человек, то стоимость составит около 3 долларов за сотрудника, а при численности от 1000 до 10 000 человек цена снизится до двух. Для тестирования программы предоставляется бесплатный трехмесячный период.

Главные минусы — отсутствие возможности кастомизации и варианта организации на собственном сервере. Доступна только облачная версия с серверами за рубежом.

Salesforce Chatter

Пока малоизвестная в России платформа для организации корпоративной соцсети на базе Force.com. Позволяет создавать личные странички пользователей, группы, микроблоги с добавлением статуса, обмениваться сообщениями, изображениями, документами. В новой версии приложения можно видеть онлайн-статус пользователей, общаться с ними в чате в режиме реального времени и даже делать screen-sharing. Последняя функция доступна и для группового режима. Кстати, платформа одна из первых ввела возможность общения с внешними пользователями, создавая группы и приглашая туда партнеров и клиентов. При помощи Chatter Connect легко интегрируется с внешними системами, в первую очередь, MS Sharepoint. Еще одно преимущество Chatter — мобильный интерфейс, рассчитанный на любые мобильные устройства с тачскрином.

Приложение имеет бесплатную версию, правда, в несколько урезанном варианте. Притом Salesforce Chatter не предполагает размещения на серверах, платная версия также предлагает только интернет-доступ.

К недостаткам платформы можно отнести отсутствие возможности кастомизации и русификации (даже «Руководство пользователя» написано на английском языке).

Podio

Приложение, представляющее собой интранет, который можно использовать в том числе для создания социальной сети, принадлежит компании Citrix. Основное его отличие от других корпоративных сетей заключается в том, что оно в прямом смысле является конструктором. Если большинством сетей предоставляется только стандартный набор функций для коммуникаций, создания групп, обмена файлами, а для добавления специфичной функции требуется интеграция с другими приложениями, то в Podio эти приложения можно создавать в визуальном конструкторе методом drag’n’drop. Созданное приложение можно подключать к рабочим пространствам внутри сети. По умолчанию в конструкторе уже имеется 200 приложений. Еще одно достоинство Podio — возможность работы в нем и приглашенным контрагентам: партнерам, клиентам, кандидатам на вакансии. У приложения русскоязычный интерфейс, что существенно облегчает работу отечественных пользователей.

Бесплатная версия приложения рассчитана на 5 сотрудников, 5 контрагентов и 1 Гб памяти. Платная версия обойдется компании в 9 долларов за пользователя, плюс-версия — в 14 долларов, премиум — в 24 доллара.

К недостаткам этой платформы, как и предыдущей, относится отсутствие русификации. Кроме того, разработчики предлагают только облачную версию системы.

CyberCloud

Этот сервис позволяет создавать полноценную корпоративную соцсеть со сложным функционалом: новости, личные сообщения, файлы с совместным доступом, общая база знаний, форумы, опросы, задачи для себя и сотрудников, каталог пользователей, сборщик идей, блоги. Отличительная черта сервиса — геймификация. В сети присутствует доска почета, формирующаяся автоматически на основе различных критериев — от полезных советов до гениальных идей и важных для компании публикаций.

В социальную сеть можно заходить с любого устройства — компьютера, смартфона или планшета. Разработчики предлагают две версии системы — облачную и коробочную. Сервис рассчитан на большие компании, его стоимость начинается от 2999 рублей в месяц за 100 пользователей.

Главные минусы — наличие у данной платформы только веб-версии (удобное мобильное приложение не разработано), а также устаревший дизайн конца 90-х годов.


Далеко не все существующие решения выполняют все функции корпоративных сетей, и далеко не все они одинаково удобны. Некоторые перегружены функционалом, другие не адаптированы под русскоязычных пользователей. Последнее касается импортных разработок. Поэтому весьма актуальной является проблема разработки универсального отечественного продукта.

Чем могут удивить новые игроки на рынке корпоративных соцсетей?

На этот вопрос нам ответил Дмитрий Бенц, разработчик новой корпоративной социальной сети Loqui Business:

«Корпоративные социальные сети, сами по себе являясь трендом, склонны развиваться в определенных направлениях, откликаясь на потребности рынка. Среди таких направлений можно отметить возрождение системы онлайн-помощи, некогда весьма популярное, а потом незаслуженно забытое, развитие поисковых функций, повышение качества видео- и фотоматериалов, использование боковой навигации.

Еще одним из трендов является уменьшение количества рабочих функций сети. Это делается для того, чтобы избежать перегруженности, если не сказать «замусоренности» ими. В Loqui Business мы пошли на это сознательно для того, чтобы сеть не стала еще одним неповоротливым рабочим инструментом, через которые, как показывает практика, люди общаются крайне неохотно. При этом наша соцсеть с легкостью интегрируется с тем же «Битриксом-1С», корпоративными порталами.

Сеть Loqui Business позволяет избежать репутационных скандалов и утечек конфиденциальной информации за счет того, что общение между сотрудниками строится на защищенной, закрытой от внешнего мира площадке. Кроме того, наша соцсеть отслеживает уровень настроения в компании, способствует вовлечению сотрудников в корпоративную жизнь. Кстати, у Loqui имеется уникальная функция, которой нет у большинства представленных на рынке продуктов — просмотр геолокации. Благодаря опции «поиск рядом» сотрудники могут налаживать и поддерживать контакт с коллегами в командировках, находить нужные объекты, размещать информацию в сети с геопривязкой, отмечая адреса мест и событий.

Loqui Business доступна для внедрения в трех вариантах — коробочный продукт on premise и off premise, а также White Label, предполагающий глубокую кастомизацию под нужды клиента.

В Loqui Business также достаточно серьезная система информационной безопасности — начиная от защиты сервера с базой данных и заканчивая защитой клиентских устройств».


P.S. Корпоративная сеть Loqui Business разработана специально для российских пользователей с учетом особенностей построения и функционирования соцсетей в отечественных компаниях. Эксклюзивный представитель Loqui Business в России — компания BeneQuire.

Полезно знать

Кор­по­ра­тив­ная со­ци­аль­ная сеть, в от­ли­чие от дру­гих ин­ст­ру­мен­тов про­фес­си­о­наль­но­го вза­и­мо­дейст­вия внут­ри ком­па­нии, не на­саж­да­ет­ся «сверху вниз», не «при­ду­мы­ва­ет­ся» си­с­ад­ми­ном в си­лу его обя­зан­нос­тей, а су­щест­ву­ет и раз­ви­ва­ет­ся гар­мо­нич­но — в од­ной со­ци­аль­ной плос­кос­ти со все­ми со­труд­ни­ка­ми, при­над­ле­жа­щи­ми к раз­лич­ным под­раз­де­ле­ни­ям и за­ни­ма­ю­щи­ми раз­лич­ные долж­нос­ти в ор­га­ни­за­ци­он­ной иерар­хии. Внед­ряя этот про­дукт, вы да­е­те всем ва­шим со­труд­ни­кам пра­во го­ло­са.