Как погасить долги по займам и кредитным картам?

Получение кредита в банке — один из способов улучшить материальное положение, приобрести жилье или автомобиль, оплатить дорогостоящее лечение членов семьи… Но при получении кредита или займа необходимо разумно оценивать свои доходы и просчитывать источники его погашения. А в случае, если платежи все-таки просрочены, не нужно опускать руки. Ведь существуют варианты, как погасить кредитный долг, даже если он уже продан коллекторам или перешел в их обслуживание.

Начиная с 2016 года розничное кредитование в России показывает стабильные темпы роста, которые во II квартале 2018 года можно назвать даже рекордными: выдано 9,43 млн новых кредитов общим объемом более 2,03 трлн руб. В сравнении с 2017 годом количество выданных кредитов возросло на 11% при росте объемов кредитования на 50%[1]. Эти данные получены на основе анализа информации от более чем 600 кредитных организаций, передающих сведения в Объединенное бюро кредитных историй.

Лидерами по получению потребительских кредитов выступают Москва, ХМАО и Санкт-Петербург: рост объемов кредитования составил 63%, 57% и 45% соответственно. По объемам роста ипотечного кредитования лидирующее место занимает Новосибирская область: объемы кредитования здесь увеличились на 81%, а число новых кредитов — на 63%. Темпы роста объемов выдачи автокредитов максимальны в Свердловской области — 60%. Наивысшие темпы роста одобренных лимитов кредитных карт отмечены в Татарстане — 109% при росте числа новых карт на 61%[2].

Задолженность по кредиту или кредитной карте: платить иль не платить…

На фоне привлекательной картины роста объемов кредитования интересна другая цифра, касающаяся задолженностей по кредитам: на сегодня непогашенную просрочку платежей сроком свыше трех месяцев имеют примерно 8,1 млн человек[3]. Это означает, что число граждан, столкнувшихся с проблемами по выплате кредита, сравнимо с количеством жителей мегаполиса. И перед каждым из них встает вопрос — как погасить долг по кредиту?

Последствия даже небольших долгов по кредитам или картам и непродолжительные просрочки не стоит недооценивать. В кредитном договоре указана степень ответственности заемщика за неисполнение условий договора — штрафные меры, которые банк принимает в случае наступления просрочки по внесению очередного платежа. Обычно это пени либо штраф, который начисляется на сумму просрочки. Предусмотренная договором ответственность может представлять собой один из двух вариантов, например[4]:

  • Начисление 20% годовых на сумму просроченной задолженности по кредиту (займу), если проценты по договору в период нарушения обязательств начисляются.
  • Начисление 0,1% от суммы просроченной задолженности по кредиту (займу) и процентам за каждый день нарушения обязательств, если проценты по договору в период нарушения обязательств не начисляются.

Каждый новый просроченный платеж приводит к увеличению общего размера штрафа. Поэтому через 2–3 месяца невыплат заемщика может ожидать весьма неприятный сюрприз в виде необходимости внесения значительной суммы.

Также, помимо ответственности, оговоренной кредитным договором, существует ответственность, определенная законодательством. При нарушении сроков возврата кредита (займа) более чем на 60 календарных дней в течение полугода заемщик должен по требованию кредитора досрочно выплатить всю оставшуюся сумму, включая проценты. С момента направления соответствующего уведомления на выполнение данного требования заемщику предоставляется не более 30 календарных дней[5].

Внесение неполной суммы не является выходом из ситуации. Стоит знать, что в том случае, когда суммы платежа оказывается недостаточно для полного погашения задолженности, из поступивших средств первостепенно погашаются:

  1. просроченные проценты,
  2. просроченная сумма основного долга,
  3. неустойка,
  4. текущие проценты,
  5. текущая сумма основного долга.

Процесс исполнения заемщиком обязательств фиксируется в его кредитной истории: информационная часть данного документа содержит такой пункт, как сведения об отсутствии двух и более подряд платежей по договору займа (кредита) в течение 120 календарных дней с даты наступления срока исполнения обязательства[6]. Исключить из кредитной истории информацию о просроченных платежах невозможно, они хранятся на протяжении 10 лет со дня последнего изменения в данном документе[7].

Поскольку проверка кредитной истории (ее информационной части) может быть доступна в целях выдачи займа (кредита) юрлицам или индивидуальным предпринимателям без согласия субъекта кредитной истории[8], у лиц с непогашенной просрочкой весьма ограничен доступ к перекредитованию. По информации, полученной от Объединенного бюро кредитных историй, только 3% физлиц, получивших новый кредит в 2017 году, имели непогашенную просрочку более 90 дней по ранее открытым обязательствам[9].

Поиски рефинансирования путем получения займов у частных лиц весьма рискованны, чреваты огромными процентами и необходимостью предоставления (с опасностью последующей потери) залога в виде движимого или недвижимого имущества. Обращение в микрофинансовую организацию (МФО) приводит к получению денег под неоправданно высокий процент и может еще больше углубить финансовую пропасть.

Каково же решение? Будет правильно, если заемщик заранее предупредит кредитора о возможной просрочке, не дожидаясь ее наступления. Оптимальным решением в данной ситуации становится реструктуризация кредита либо займа или поиск варианта его рефинансирования[10].

Что делать, если долг продан коллекторам

В том случае, когда должник не проявляет желания идти на контакт, банкам не выгодно длительное время самостоятельно заниматься вопросом возврата просроченной задолженности. Поэтому во всех странах, имеющих развитую банковскую структуру, существует профессиональная служба взыскания долгов, иначе говоря, коллекторские агентства.

Многие заемщики полагают, что банк не вправе продать или передать долг коллекторскому агентству, однако это мнение ошибочно. Каким образом происходит так, что вопрос просрочки долга банку переходит в сферу деятельности коллекторов?

  • Во-первых, банк может передать долг на взыскание в коллекторское агентство. Этот шаг не означает смену кредитора. Коллектор в данном случае выступает от имени банка, деньги должник возвращает на счет банка, а коллектор получает процент от суммы долга за выполненную работу.
  • Во-вторых, банк может продать проблемную задолженность агентству, после чего коллектор приобретает права кредитора. В данном случае речь идет о переуступке прав требований, которая носит юридическое наименование «цессия». Данная процедура разрешена Гражданским кодексом РФ и не требует обязательного упоминания в кредитном договоре. Объем задолженности при этом не изменяется, в него входят все накопленные к моменту сделки штрафы или пени.

Во втором случае банк отправляет должнику письмо-уведомление о продаже долга, где сообщает о новом кредиторе. Коллектор в свою очередь уведомляет должника о том, что он является новым кредитором и намерен приступить к процедуре взыскания долга.

Что должен сделать должник, получивший подобное уведомление? В этой ситуации стоит убедиться, что смена кредитора произошла корректно. Для этого нужно потребовать у агентства договор цессии, чтобы удостовериться в законности сделки. Также необходимо проверить, числится ли данное коллекторское агентство в реестре ФССП (Федеральной службы судебных приставов). Последний момент очень важен, поскольку по информации, поступающей от Национальной ассоциации коллекторских агентств (НАПКА), большинство жалоб должников относятся как раз к работе «серых» коллекторов, не попавших по каким-либо причинам в реестр ФССП и фактически не имеющих права работать на профессиональном рынке сбора задолженностей[11].

Стоит отметить, что наличие «серых» коллекторов — проблема не только для должников, но и для официально работающих взыскателей. По сути, после вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Закон № 230-ФЗ или Закон о коллекторах), который регулирует коллекторскую деятельность, нелегальные коллекторы должны были исчезнуть. Однако на сегодняшний день официальный госреестр коллекторских агентств содержит 216 юридических лиц, в то время как до вступления в силу вышеупомянутого Закона на данном рынке работало около 800 компаний. Профессиональное коллекторское сообщество полагает, что в массе своей те, кто не прошел отбор в реестр, не исчезли с рынка, а перешли работать в «серую» зону, не утруждая себя выполнением требований закона и коллекторской этикой[12].

Должник может убедиться, что он имеет дело с представителем официального агентства, уже по манере общения коллектора. Соблюдение коллекторской этики — одно из кардинальных отличий коллектора-профессионала от авантюриста. Специалист, действующий от имени официального агентства, при разговоре с клиентом обязательно сообщает ФИО, наименование кредитора и регистрационный номер коллекторского агентства.

В случае, когда должник имеет дело с представителем зарегистрированного агентства, можно сказать, что ему повезло — все действия в отношении него будут выполняться в рамках закона. Поэтому стоит спокойно выслушать информацию, которую сообщает специалист и определить пути решения проблемы с долгом.

Как погасить долг коллекторскому бюро?

Диалог с сотрудником легального коллекторского бюро — это первый шаг на пути решения проблемы задолженности. Как общаться с коллекторами? Очень важно не реагировать излишне эмоционально и понимать, что долг по займу (кредиту) — задолженность бесспорного характера, о чем свидетельствует подпись заемщика на кредитном договоре.

Для погашения задолженности у коллекторских бюро есть налаженные схемы и пути решения. Для должников, понимающих выгоды добровольного погашения, существуют следующие предложения:

  • Реструктуризация долга, т. е. изменение условий его погашения. В результате реструктуризации заемщик получает возможность погашения долга в более благоприятном режиме. Одним из вариантов может стать уменьшение ежемесячного размера платежей, сопровождаемое увеличением срока погашения. Другой вариант — списание части задолженности, если должник идет на контакт и имеет твердое намерение погасить долг. Такая услуга предоставляется далеко не каждым коллекторским агентством и чаще всего является своеобразным бонусом для должников, проявляющих себя с положительной стороны.
  • Помощь в продаже залогового имущества, например ипотечной квартиры. Реализация проводится при получении предварительного согласия банка на выгодных для заемщика условиях. При этом коллекторское агентство помогает в подготовке документов по сделке и содействует в поиске покупателей.
  • Консультирование по поводу того, как можно сделать расходы по выплате кредита посильными для должника и сопоставимыми с его ежемесячными доходами.
  • Помощь в организации оплаты задолженности без комиссий в онлайн-режиме. Данная услуга предлагается не всеми агентствами; но у большинства из них есть собственные сервисы, при помощи которых облегчается процедура оплаты задолженности.

При отсутствии у должника желания идти на контакт с коллекторским бюро кардинальным решением проблемы образовавшейся задолженности является принудительное взыскание долга посредством направления искового заявления в суд. С того момента, как документы передаются в суд, на имущество и финансы должника накладывается арест с целью обеспечения иска и возврата задолженности. Статья 67 закона «Об исполнительном производстве» дает возможность службе судебных приставов наложить ограничения на выезд должника за пределы РФ даже при наличии незначительной задолженности[13].


Попадая в сложную ситуацию, связанную с необходимостью погасить крупный долг банку, заемщику не стоит бояться общения с официально работающим коллекторским агентством. Наладив сотрудничество с коллектором, должник избавляет себя от передачи дела о невыплате долга в суд, где нередко выносится постановление в пользу кредитора, а погашению подлежит еще и часть судебных издержек.

Коллекторские услуги для должников

Об опыте продуктивного взаимодействия с должником мы попросили рассказать Павла Михмеля, управляющего директора «Первого коллекторского бюро».

«Уже несколько лет «Первое коллекторское бюро» ставит в качестве приоритета своей работы досудебное решение вопросов погашения проблемных долгов. Приобретая права кредитора, ПКБ имеет возможность предлагать клиентам индивидуальные схемы погашения задолженности и разнообразные дисконты. В чем заключаются предлагаемые нашей компанией особые условия?

Специалисты ПКБ подходят индивидуально к проблемам каждого клиента, подробно информируя его о состоянии задолженности и вариантах ее погашения. Совместно с клиентом сотрудники «Первого коллекторского бюро» разрабатывают комфортные для него графики платежей, выстроенные таким образом, чтобы долговая нагрузка была посильна для заемщика.

Для тех клиентов, которые не нарушают обещаний и придерживаются графика платежей, «Первое коллекторское бюро» предлагает возможность прощения части долга после каждого платежа при оплате в рассрочку.

Одним из заметных преимуществ работы ПКБ стало создание современного онлайн-сервиса для клиентов, при помощи которого можно узнать об общей сумме своего долга и получить информацию о доступных специальных предложениях от нашей компании. Это «Личный кабинет» на сайте «Первого коллекторского бюро» www.collector.ru, в котором клиент может:

  • Осуществить проверку кредитной истории онлайн.
  • Получить полную информацию о своем долге, включая возможные бонусы от нашего агентства.
  • Узнать о возможных вариантах предоставления рассрочки.
  • Оплатить задолженность онлайн без комиссии при помощи следующих сервисов: банковской карты, банкинга «Альфа-Клик» и «Сбербанк Онлайн», систем электронных платежей QIWI и «Яндекс.Деньги».
  • Настроить функцию «Автоплатеж», которая особо удобна для забывчивых людей. Подключение автоплатежа позволяет не нарушать сроки погашения задолженности и исключить дальнейшее общение с коллектором.
  • Получить справку об отсутствии задолженности, а также другие необходимые документы.

«Первое коллекторское бюро» также предлагает своим клиентам начисление бонусов за проявление активности в решении вопроса погашения долга:

  • За регистрацию на сайте ПКБ — зарегистрировавшись, должник получает возможность самостоятельно регулировать вопросы по погашению своей задолженности без взаимодействия с коллектором.
  • За первую оплату, проведенную клиентом, — данным действием подтверждается готовность платить, поэтому заемщик может рассчитывать на более лояльное к себе отношение со стороны Бюро, что и демонстрируется начислением бонуса.
  • За поддержание контакта — данный бонус от компании «Первое коллекторское бюро» получают те клиенты, которые не уклоняются от общения. Именно таким клиентам предоставляется возможность погашения долга в рассрочку. Более того, в течение действия рассрочки не исключено прощение части долга в качестве поощрения (в том случае, если клиент будет строго придерживаться графика платежей)».

P. S. Более подробную информацию о работе ПКБ можно найти на сайте агентства.

*Непубличное акционерное общество «Первое коллекторское бюро» (НАО «ПКБ») действует на основании регистрационного свидетельства № 3/16/77000-КП от 29 декабря 2016 года, выданного Управлением Федеральной службой судебных приставов по Москве.

Полезно знать

Ка­кая бы слож­ная фи­нан­со­вая си­ту­а­ция у вас не воз­ник­ла, прос­то убе­жать от нее не по­лу­чит­ся. По­это­му са­мым пра­виль­ным ре­ше­ни­ем, да­же с точ­ки зре­ния су­деб­ных ор­га­нов, яв­ля­ет­ся го­тов­ность под­дер­жи­вать диа­лог — вна­ча­ле с бан­ком, а если вре­мя упу­ще­но, то с кол­лек­тор­ским агент­ст­вом. Толь­ко так мож­но най­ти вза­им­но при­ем­ле­мую для всех сто­рон схе­му ис­пол­не­ния дол­го­вых обя­за­тельств.