Официальный сайт в сфере госзакупок: всё, что вы хотели узнать, но не знали, у кого спросить

Заказы на поставку товаров, работ или услуг для государственных нужд формируют государственные, муниципальные и бюджетные организации в соответствии со своими задачами и действующим законодательством. Выбор поставщика осуществляется на конкурсной основе после сравнения предложений по стоимости работ и юридической проверки компании.

Возможность получения государственного заказа интересует все большее количество частных предприятий, а вместе с этим происходит совершенствование законодательства. Обмен всей актуальной информацией осуществляется через официальный портал госзакупок.

Цели и задачи портала «Госзакупки РФ»

Законодательство в отношении государственных контрактов в нашей стране подверглось пересмотру несколько лет назад. Тому было две причины: несовершенство самой системы и необходимость внедрения современных технологий. Практически весь процесс госзакупок к настоящему моменту переместился в Интернет. Официальный сайт госзаказа, аккумулируя всю имеющуюся информацию, обеспечивает открытость торгов и снижает вероятность махинаций. Заказчики, размещающие на этой площадке государственный заказ на закупку продукции либо услуг для федеральных нужд, утверждаются Правительством РФ. Также им было согласовано название портала электронных госзакупок — zakupki.gov.ru — официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. В прессе или обиходе его часто называют «портал Госзакупок», «ЕИС» или просто «Госзакупки РФ».

Порядок размещения официальной информации о госзакупках и ее содержание регламентируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ниже по тексту — № 44-ФЗ) и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также соответствующими подзаконными актами (далее — № 223-ФЗ).

Какую информацию можно найти на сайте

Портал госзакупок — это крупный современный информационный ресурс, рассчитанный на самую широкую аудиторию. Им пользуются не только заказчики, участники закупок и операторы электронных площадок, но и СМИ, юридические компании, финансовые организации, образовательные учреждения.

  • Главная страница. Здесь пользователь сразу видит телефоны службы поддержки и ссылку на форму обратной связи. При необходимости можно продолжить работу, авторизовавшись в личном кабинете, или пользоваться открытыми материалами без авторизации. Информация структурирована таким образом, чтобы посетитель сайта мог ею пользоваться как поставщик или как заказчик. Есть поисковая строка, статистика по госзаказам в текущем году, можно перейти к странице общественного обсуждения миллиардных закупок, можно ознакомиться с разделом «Закупки для СМП и СОНО». Слева — меню с другими разделами сайта, которые устроены по одному и тому же принципу: в каждом подразделе есть поисковая строка, функция уточнения параметров поиска, сортировка выданной информации.
  • Планирование закупок. В этом разделе собраны планы и планы-графики закупок, положения о закупках, запросы цен, правила нормирования в сфере закупок.
  • Осуществление закупок. Здесь содержится информация по всем закупкам; можно ознакомиться с реестром банковских гарантий; опубликованы перечни товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства (№ 223-ФЗ), а также перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения (№ 223-ФЗ).
  • Информация о контрактах и договорах. Здесь представлены: реестры контрактов и отчетность по ним; библиотека типовых контрактов и их условий.
  • Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок. Этот раздел посвящен выявлению недобросовестных поставщиков, проведенным плановым и внеплановым проверкам, их результатам и выданным предписаниям. Публикуются соответствующие реестры, а также нормативно-методическая и справочная информация.
  • Дополнительная информация. Полезные сведения об организациях, исполнении контрактов, выручке исполнителей.
  • Документы. Нормативные правовые акты, технорабочие и обучающие материалы, прогнозы, планы, перечни и распоряжения — все, что может вам пригодиться для повышения информационной грамотности.

Таким образом, вместе с порталом госзакупок появилась настоящая онлайн-энциклопедия работы с государственными заказами.

Возможности портала: от реестра планов-графиков закупок до новостных материалов

Особенностью портала госзакупок является полнота информации, ее надежность, доступность и актуальность. Пользоваться порталом удобно, все выборки пользователь может делать тем способом, к которому больше всего привык. За счет этого можно быстро собрать всю необходимую информацию, успеть ознакомиться с новостями и уделить время общественным обсуждениям. Сайт успешно заменяет собой сразу несколько отдельных ресурсов.

Электронные торговые площадки

Электронные торги для совершения госзакупок проводятся на нескольких официальных торговых площадках, которые специально отобраны Минэкономразвития РФ и ФАС РФ. Актуальную статистику по каждой из них можно проверить на главной странице портала госзакупок, перейдя на вкладку «Электронные площадки». В настоящее время существует 5 торговых площадок электронных торгов по госзакупкам (размещены в порядке популярности):

  1. ЗАО «Сбербанк-АСТ» — sberbank-ast.ru. Здесь могут быть размещены российские госзаказы по № 44-ФЗ, а также заказы белорусских государственных структур. У площадки есть демо-версия, где можно провести пробный аукцион.
  2. ОАО «Единая электронная торговая площадка» — etp.roseltorg.ru. ЕЭТП оказывает услуги широкому кругу государственных организаций и коммерческих заказчиков, является старейшей электронной торговой площадкой в России.
  3. ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» — etp.zakazrf.ru. Обеспечивает закупки Республики Татарстан по № 44-ФЗ, это более 271 000 государственных и муниципальных заказчиков.
  4. ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» — etp-micex.ru. Поддерживает госзакупки № 44-ФЗ, № 223-ФЗ, коммерческие закупки, госзакупки Республики Беларусь.
  5. ООО «РТС-тендер» — rts-tender.ru. Работает как с российскими, так и с белорусскими участниками тендеров. Для них предусмотрены разные входы на площадку. Проводятся торги по № 44-ФЗ, № 223-ФЗ и коммерческим закупкам.

Чтобы начать работу с электронными площадками и принять участие в госзакупках, потребуется пройти процедуру аккредитации.

Что необходимо для работы в рамках Единой информационной системы в сфере госзакупок

В обмене информацией по конкретным госзакупкам участвуют оператор электронной площадки, государственный заказчик и участник торгов. Информация предоставляется в форме электронных документов, заверенных усиленными электронными подписями (электронно-цифровыми подписями, ЭЦП) уполномоченных лиц. Как стать участником этого процесса?

  1. Получить подпись. Это делается в одном из авторизованных удостоверяющих центров, указанных на сайте электронной площадки. При наличии всех необходимых документов выпуск сертификата электронной подписи занимает не более одного рабочего дня. Перечень документов следует уточнять в удостоверяющем центре.

Каждая электронная площадка имеет собственные требования к ЭЦП и собственный список удостоверяющих центров. Если ваша компания собирается работать на разных электронных площадках, для каждой потребуется оформление собственного сертификата ЭЦП.

  1. Отправить заявку на аккредитацию. После получения сертификата электронной подписи потребуется настроить рабочее место, установив на компьютер программное обеспечение для криптографической защиты информации, полученное в удостоверяющем центре, и сертификат ЭЦП. Затем можно зайти на сайт электронной площадки, заполнить и отправить заявление на аккредитацию, приложив все необходимые документы. Заявление рассматривается оператором в срок не более 5-ти рабочих дней. Формат документов (.doc, .pdf, .jpg) и объем файлов устанавливаются электронной площадкой в инструкции по заполнению заявки.
  2. Узнать результаты рассмотрения заявки. Вы получите уведомление на адрес электронной почты, указанный вами в заявке. Если решение отрицательное, в уведомлении будет указана причина. Заявку можно будет подать повторно после устранения недочетов. Если вынесено положительное решение, в уведомлении будут содержаться его дата и время, а также номер лицевого счета, открытого для вашей компании оператором электронной торговой площадки. Также информация о действующей аккредитации должна появиться в открытой части сайта электронной площадки в разделе «Реестр участников».

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) содержит в себе все реквизиты компании, и, если они хотя бы частично меняются, ЭЦП необходимо заменить вне зависимости от срока ее действия. Несовпадение данных может привести к блокировке деятельности компании на электронной торговой площадке до устранения всех нарушений.

Даже такие предварительные шаги к получению госзаказа, как аккредитация на электронной торговой площадке и изучение портала госзакупок, для новичков могут оказаться непростыми. Однако если ваша компания готова предложить государственному заказчику товары и услуги высокого качества, приложенные усилия окупятся. При необходимости можно обратиться за консультацией к специалистам по работе с госзаказами и сэкономить время.

Полезно знать

Пер­вый вы­ход на ры­нок гос­за­ка­зов всег­да со­пря­жен с вол­не­ни­я­ми, «го­ря­щи­ми» сро­ка­ми, про­ба­ми и ошиб­ка­ми. Что­бы со­кра­тить их ко­ли­чест­во, до­ста­точ­но об­ра­тить­ся к гра­мот­ным спе­ци­а­лис­там, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся ре­ше­ни­ем по­доб­ных про­блем еже­днев­но в те­че­ние мно­гих лет. Это, как пра­ви­ло, де­шев­ле, чем от­ры­вать от про­из­водст­вен­но­го про­цес­са собст­вен­ных со­труд­ни­ков.