Бухгалтерские услуги: аутсорсинг vs наемный бухгалтер

Если литераторы проникновенно воплощают поэзию мира в своих творениях, то настоящая поэзия бизнеса, без сомнения, заключена в бухгалтерской отчетности. Жаль лишь, что налоговые органы выступают столь придирчивыми критиками этих поэтических строк, пусть и содержащих преимущественно цифры.

Однако грамотный бухгалтер в штате компании способен спасти ее от такой критики. Как, впрочем, и квалифицированное бухгалтерское сопровождение. Что же выбрать тогда? Давайте попробуем разобраться, какой вариант для бизнеса окажется более оптимальным.

Способы ведения бухгалтерского учета в организации

Организация бухгалтерского учета в разных компаниях существенно различается. Она зависит от масштабов бизнеса, области деятельности, стратегии развития и от прочих факторов. В небольших организациях обязанность ведения бухгалтерского учета может возлагаться непосредственно на руководителя. Более крупные фирмы держат в штате отдельного специалиста — бухгалтера. С ростом масштабов деятельности компании в ней начинает функционировать бухгалтерская служба: отдел или департамент во главе с главным бухгалтером.

Но существует еще один вариант организации деятельности: передача ведения бухучета сторонней специализированной компании — аутсорсинговой. Для этого с ней заключается договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Что представляет собой аутсорсинг? И как возникла идея доверять выполнение столь важных для предприятия функций посторонним фирмам?

Аутсорсинг получил известность в конце 1980 годов и с тех пор стал массовым явлением: в наиболее развитых странах его используют 85–95% компаний. В первую очередь на аутсорсинг отдаются: бухгалтерский учет, обслуживание IT-инфраструктуры, реклама и маркетинг, обеспечение безопасности, транспортные услуги — иначе говоря, непрофильные виды деятельности. Это позволяет руководству сконцентрировать ресурсы фирмы на ведении главных бизнес-процессов, от которых она получает основную прибыль.

Говоря об аутсорсинге услуг бухгалтерского учета, чаще всего подразумевают передачу внешним исполнителям таких работ, как:

  • организация и отладка системы учета;
  • оформление и контроль первичной документации;
  • бухгалтерский и налоговый учет, расчет налогов;
  • подготовка и сдача отчетности в налоговые и прочие контролирующие органы;
  • ведение кадрового учета;
  • расчет и начисление заработной платы, а также соответствующих налогов и платежей;
  • консультации и разъяснения по вопросам бухгалтерского и налогового учета;
  • поддержка в использовании IT-технологий для целей учета.

Не следует ставить знак равенства между эпизодическим привлечением внештатного бухгалтера и аутсорсингом бухгалтерских услуг. Аутсорсинг предполагает регулярное участие работников в обслуживании, их глубокую вовлеченность в дела компании-клиента, высокий технический и экспертный уровень группы специалистов, способных заменить друг друга при необходимости.

Бухгалтерский аутсорсинг или штатный бухгалтер: плюсы и минусы

Преимущества штатного бухгалтера или собственного бухгалтерского отдела очевидны:

  • он всегда «под рукой», может оперативно скорректировать данные;
  • его легче контролировать, повышается вероятность сохранения конфиденциальности важной для компании информации.

Но и недостатки также есть:

  • как правило, бухгалтеру приходится заниматься одновременно несколькими направлениями профессиональной деятельности: вести учет, рассчитывать зарплату, налоги, оформлять первичную документацию, вести переговоры с контролирующими инстанциями. Такая загруженность неизбежно приводит к совершению ошибок;
  • специалист может в решающий момент оказаться в отпуске или на больничном, что поставит под удар нормальное течение бизнес-процессов;
  • затраты на собственных бухгалтеров существенны и разнообразны (об этом подробнее расскажем ниже);
  • бывает, что штатные сотрудники подвержены внутрикорпоративному давлению и могут корректировать свои отчеты в интересах какой-либо из влиятельных групп;
  • ответственность за ведение бухгалтерии в конечном счете будет лежать на руководителе.

Использование аутсорсинга бухгалтерского учета дает следующие преимущества:

  • расходы на содержание бухгалтерии обычно превышают фиксированную сумму платежей по договору;
  • затраты на аутсорсинг снижают налогооблагаемую базу компании;
  • повышается качество работы, так как привлекаются наиболее опытные специалисты в данном направлении бухгалтерской деятельности, применяется самое современное программное обеспечение;
  • исключается вероятность того, что ключевой специалист будет отсутствовать из-за болезни или по другой причине;
  • ниже вероятность внутрикорпоративного давления на составителей отчетности, выводы более объективные и достоверные;
  • по договору ответственность за ошибки в учете возлагается на фирму-аутсорсера, что стимулирует ее выполнять все работы на высоком уровне.

И это неполный список преимуществ аутсорсинга бухгалтерских услуг. К примеру, передача бухгалтерских функций на аутсорсинг — плюс для инвесторов: независимый бухучет является определенной гарантией достоверности показателей деятельности.

Конечно, при использовании аутсорсинга есть и определенные риски, которые стоит учитывать. Основные из них:

  • потеря контроля над частью внутриорганизационных функций, некоторая зависимость от внешнего поставщика услуг. Это может негативным образом сказаться на делах компании, например, при банкротстве аутсорсера;
  • риск утечки конфиденциальной информации. Нередко информация у аутсорсера защищена даже лучше, чем в компании: ее безопасность обычно обеспечивают более современные программные средства. Но контролировать сохранность информации и допуск к ней фирма-заказчик не может;
  • вероятность потери оперативности.

Снизить влияние рисков, возможных при аутсорсинге, можно за счет более тщательного выбора поставщика услуг: заключать договор следует с компанией опытной, проверенной, имеющей на рынке положительную репутацию. Ответственность за неблагоприятные для заказчика последствия должна быть четко прописана в договоре. Например, в случае начисления штрафов или пени из-за ошибки аутсорсера потери должны компенсироваться за его счет или за счет страхования его ответственности.

Чтобы минимизировать потерю контроля за функциональным обслуживанием бизнес-процессов и избежать непредвиденной утечки сведений, можно оформить аутсорсинг лишь на часть бухгалтерских услуг — на наиболее рутинные и трудоемкие операции, не связанные с ключевой информацией о деталях производства. Риски потери оперативности можно снизить, указав в договоре необходимый режим поддержки клиента, вплоть до режима работы 24/7.

Актуальность аутсорсинга бухгалтерских услуг особенно велика в периоды бурного развития компании или, напротив, при ее попадании в кризисную ситуацию. В первом случае своя бухгалтерская служба не успевает перестроиться согласно выросшим потребностям компании, ей не хватает опыта для работы в новых условиях. Во втором — аутсорсинг не только помогает снизить издержки бухгалтерского обслуживания, но также, благодаря проведению аудита, позволяет выявить проблемные места бизнес-процессов и предотвратить дальнейшее развитие кризиса.

Стоимость бухгалтерских услуг: сравниваем цены

Из чего же складывается экономия бюджета компаний при аутсорсинге бухгалтерских услуг?

На стоимость ведения бухгалтерского учета аутсорсинговой компанией оказывают влияние разные факторы. В их числе:

  • количество хозяйственных операций;
  • организационно-правовая форма компании-заказчика;
  • налоговый режим;
  • численность работников компании-заказчика;
  • отраслевые особенности ведения бухгалтерского учета, например, из-за сезонного характера деятельности;
  • индивидуальная специфика: к примеру, необходимость оформления операций экспорта/импорта или потребность в интеграции используемого заказчиком программного обеспечения;
  • необходимость ведения первичной документации.

Поэтому аутсорсинговые компании при первом контакте указывают только приблизительную стоимость своих услуг, привязывая ее к двум–трем основным показателям функционирования фирмы-заказчика. Окончательные расценки становятся известны после более детального изучения системы учета и специфики деятельности заказчика.

Прямое сравнение стоимости услуг аутсорсинговой компании с зарплатой бухгалтера обычно не имеет смысла, хотя в организациях, только начинающих свою деятельность, и такое сравнение бывает в пользу аутсорсинга. Дело в том, что заработная плата — только часть расходов компании на свою бухгалтерскую службу. Они также включают в себя затраты:

  • на социальные отчисления, оплату отпусков, больничных;
  • на производственные площади;
  • на оборудование рабочих мест, включая мебель и компьютеры;
  • на покупку и регулярное обновление программного обеспечения;
  • на обучение персонала, оплату подписки на бухгалтерские журналы;
  • на разовые консультации и посещение бухгалтерских семинаров;
  • на покупку и обновление электронной базы нормативных актов и разъяснений.

Сотрудничество с аутсорсинговой компанией позволяет значительно снизить указанные затраты либо полностью отказаться от них. Аутсорсинг части бухгалтерских функций ведет к оптимизации нагрузки сотрудников и повышению их квалификации за счет того, что у них появляется возможность концентрироваться на отдельных участках работ.

По охвату и глубине решаемых задач можно выделить четыре вида аутсорсинга бухгалтерских услуг:

  1. Консультирование и контроль . Как правило, используется при необходимости перенастройки системы учета, выявления ее слабых мест. В этом случае степень вовлеченности аутсорсера в функционирование бухгалтерии заказчика наименьшая, соответственно, и цены на такие услуги самые низкие.
  2. Частичный аутсорсинг . Аутсорсеру передается часть основных бухгалтерских функций. Как правило, речь идет о сдаче отчетности контролирующим органам, расчете заработной платы и связанных с ней налогов и сборов. Размер оплаты напрямую зависит от объема выполняемых подрядчиком операций.
  3. Полный аутсорсинг . Аутсорсер берет на себя практически весь функционал бухгалтерии. Цены высоки, но это оправдано: бухгалтерия становится полностью внешней.
  4. Режим удаленного главного бухгалтера . Аутсорсер получает от заказчика право подписи вместо главбуха или же составляет документы, которые заверяются номинальным главным бухгалтером.

Примерные цены на бухгалтерские услуги по аутсорсингу в Москве выглядят так:

  • нулевая отчетность — 2000–3000 рублей в месяц;
  • до 30 операций — 7000–14 000 рублей в месяц;
  • до 50 операций — 12 000–18 000 рублей в месяц;
  • до 100 операций — 19 000–28 000 рублей в месяц.

Выбирая аутсорсинговую компанию для ведения бухгалтерского учета, убедитесь, что аутсорсер предоставляет:

  • постоянный онлайн-доступ к бухгалтерским данным;
  • консультирование по возможности легальной налоговой оптимизации;
  • возможность оперативной модификации пакета оказываемых заказчику услуг.

И не стоит делать основным критерием выбора стоимость услуг: приоритетом должна быть компетентность.


Таким образом, аутсорсинг бухгалтерских услуг позволяет сократить расходы и избавиться от претензий налоговых органов, сконцентрировать усилия компании на профильных видах деятельности. И получить в итоге конкурентные преимущества на рынке. Однако, пользуясь сильными сторонами аутсорсинга, следует помнить о его рисках. Очень важно также правильно выбрать аутсорсинговую компанию и вместе с ней определить оптимальный режим передачи бухгалтерских функций.

Комплексное бухгалтерское сопровождение компаний

О том, какие варианты бухгалтерского сопровождения бизнеса аутсорсинговой компанией популярны, рассказывает Роман Александрович Винокуров, генеральный директор Braiden Consulting :

«К наиболее востребованным вариантам аутсорсинга бухгалтерских услуг, судя по опыту нашей компании, относится комплексное бухгалтерское сопровождение. Оно охватывает практически все направления финансово-хозяйственной деятельности фирмы клиента. Это позволяет ему сосредоточиться на решении тактических и стратегических задач бизнеса, не отвлекаясь на вопросы оформления документов, контроля системы учета, сдачи налоговой отчетности. Заказчик получает поддержку в виде оперативно работающей системы электронного документооборота, также мы занимаемся аналитическими справками по состоянию кадров, финансами, основными средствами, ключевыми сделками. Наши клиенты могут пользоваться бухгалтерской базой 1С, размещенной на сервере компании, иной поддержкой наших специалистов.

При этом список услуг, включаемых в комплексное бухгалтерское сопровождение, формируется в зависимости от потребностей заказчика: кому-то важна постановка бухгалтерского учета, а кто-то нуждается в восстановлении бухгалтерии и в проверке отчетности. Но в любом случае мы берем на себя такие обязательные для всех функции, как:

  • формирование и сбор первичной документации;
  • подготовка и сдача отчетности в контролирующие органы;
  • защита интересов заказчика в налоговых спорах;
  • отражение хозяйственных операций;
  • консультирование.

Набирает популярность и иной вариант аутсорсинга, когда наш исполнитель выполняет функции главного бухгалтера, осуществляя лишь общий контроль выполняемых заказчиком операций, проводит нетиповые операции, закрывает отчетные периоды. В этом случае большинство бухгалтерских функций остается в ведении заказчика, но конечную ответственность за качество бухучета и своевременную сдачу отчетности все равно берет на себя наша компания. Мы имеем большой опыт — 11 лет — работы над решением такого рода задач».

Полезно знать

В Ев­ро­пе аут­сор­синг бух­гал­тер­ских услуг ис­поль­зу­ют бо­лее 80% ком­па­ний, в Аме­ри­ке и Из­ра­и­ле — бо­лее 90%. Рос­сия же на­хо­дит­ся в сто­ро­не от ми­ро­вой тен­ден­ции: к услу­гам аут­сор­се­ров при­бе­га­ют ме­нее 30% пред­при­я­тий.