Транссиб обошелся царской России в миллиард золотом

Одним из первых вопрос о строительстве путей на восток страны в 1857 году поставил знаменитый генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский.

Разработать проект сооружения поручили военному инженеру Дмитрию Романову. Так было положено начало строительству легендарной Великой Сибирской магистрали – Транссибу, ставшему крупнейшей в мире железной дорогой.

Созданные проекты (их было несколько) правительство страны начало рассматривать в середине 80-х годов XIX века. Помимо вариантов прокладки путей поступали и предложения об инвестировании проекта. Особенно активны были иностранцы.

Но власти, опасаясь усиления зарубежного влияния в Сибири и на Дальнем Востоке, отклонили предложения пришлых капиталистов и решили строить дорогу на средства казны. В начале 1891 года был создан Комитет по сооружению Сибирской железной дороги.

Он принял важное постановление: "Сибирская железная дорога – это великое народное дело, она должна стоиться русскими людьми и из русских материалов", и утвердил новые технические условия прокладки магистрали. К работам было решено приступить одновременно с двух сторон – от Челябинска и от Владивостока.

Начался титанический труд. По быстроте сооружения (дорога строилась в течение 12 лет), по протяженности (длина составила 7,5 тысячи километров), по трудностям строительства и объемам выполненных работ Великая Сибирская железная дорога не знает себе равных во всем мире.

В условиях почти полного бездорожья на доставку строительных материалов уходило чрезвычайно много времени и средств. Так, для моста через Иртыш и для станции в Омске камень везли 740 верст по железной дороге из Челябинска.

Вопреки планам, обойтись только русскими материалами не удалось. Металлические конструкции моста через Амур делали в Варшаве и доставляли по железной дороге из Польши в Одессу. Потом перевозили морским путем во Владивосток, откуда по уже существующей ветке отправляли в Хабаровск.

Читайте также: РЖД намерена взять под контроль Грузинские железные дороги

Сложности инженерного характера усугублял суровый сибирский климат. Почти на всем протяжении Транссиб прокладывали по малозаселенной или безлюдной местности, в непроходимой тайге, через болота, над реками и по вечной мерзлоте. Особенно сложным стал участок вокруг Байкала – там приходилось взрывать гранитные скалы, прокладывать тоннели и возводить мосты через десятки горных речек, впадающих в озеро.

Почти все работы велись вручную, а орудия труда были самыми примитивными: топор, пила, лопата, кайло и тачка. При этом длина пути ежегодно увеличивалась на 500-600 километров! Таких темпов стройки история до той поры не знала.

Не менее серьезной стала проблема обеспечения строительства Транссибирской магистрали рабочей силой. Квалифицированных монтажников вербовали и перебрасывали в Сибирь из центра России.

По сведениям историка Валентина Борзунова, к прокладке Западно-Сибирского участка магистрали в разные годы привлекалось от 3,6 до 15 тысяч рабочих из Европейской России, из Среднесибирского района – от 3 до 11 тысяч, из Забайкальского – от 2,5 до 4,5 тысячи человек.

Значительную часть строителей Транссиба составляли ссыльные арестанты и солдаты. Всего же, по данным исследователей, в начале работ в 1891 году над сооружением Великой Сибирской магистрали трудились 9600 человек, в разгар строительных работ (1895-1896 годы) уже 84-89 тысяч, а на завершающем этапе (1904 год) – только 5300.

На преодоление всех трудностей из казны были выделены огромные средства. По предварительным расчетам Комитета по сооружению Сибирской железной дороги, ее стоимость должна была составить 350 миллионов рублей золотом. К моменту же завершения строительства магистрали расходы превысили один миллиард золотых рублей!

К апрелю 1901 года было закончено строительство забайкальского участка Транссиба. Для соединения европейской части России с Тихоокеанским побережьем сплошным рельсовым путем недоставало лишь участка в 2 тысячи километров – от Хабаровска до Сретенска.

Читайте также: В Забайклье убирают гору, чтобы сократить путь из России в Китай

Правительство отказалось от строительства дороги на этом направлении и решило повести путь на юг – через Маньчжурию. Так возникла в 1903 году Китайско-Восточная железная дорога, проходящая через Харбин до станции Пограничная (Гродеково).

Благодаря ей установилось железнодорожное сообщение с Дальним Востоком на всем протяжении Великого Сибирского пути. Европа получила

Транссиб обошелся царской России в миллиард золотом
Транссиб обошелся царской России в миллиард золотом
выход к Тихому океану. Согласно документам, строительство Транссиба было завершено 21 июля 1904 года. А его официальное открытие состоялось лишь 1 января следующего года.

Где дорога – там жизнь. Росли города, развивалась промышленность, шло переселение людей на восток. Начались геологоразведочные и лесозаготовительные работы. Со временем Транссиб разросся и не раз перестраивался. 

Сооружение этой магистрали, не имеющей аналогов в мире, способствовало быстрому экономическому развитию Сибири и Дальнего Востока. Эта дорожная артерия в России до сих пор остается вне конкуренции. 

Читайте самое интересное на главной странице сайта

Автор Светлана Скаредова
Светлана Скаредова - журналист, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить