Олег Янковский, каким мы его запомним

Сегодня утром в возрасте 65 лет в больнице после тяжелой болезни скончался народный артист СССР, выдающийся актер российского кино и театра Олег Иванович Янковский. О его смерти сообщила завлит Ленкома Юлия Косырева.

"Олега Ивановича похоронят 22 мая на Новодевичьем кладбище, - сказал заместитель директора Ленкома Сергей Вольтер. - Сейчас родственники поехали выбирать место для могилы".

Смотрите ФОТО: Олег Янковский - каким мы его запомним

В последнее время СМИ неоднократно писали, что актер страдает от онкологического заболевания, и лечение не дает положительных результатов. О том, что Олег Янковский серьезно болен, стало известно в прошлом году. Во время одного из спектаклей он почувствовал себя настолько плохо, что вынужден был сразу же обратиться к врачам. Ему поставили диагноз "ишемическая болезнь сердца", но, как выяснилось впоследствии, проблемы со здоровьем актера были куда серьезнее, хотя в интервью он неоднократно отрицал их наличие.

В конце января Янковский выехал на лечение в Дюссельдорф, где находится одна из самых престижных онкологических клиник Европы. Тамошние врачи подтвердили страшный вердикт, вынесенный их российскими коллегами, - рак поджелудочной железы. При таком заболевании шансов на ремиссию очень мало, но ни сам актер, ни его семья не теряли надежды на лучшее.

Читайте также: Прощание с Янковским состоится 22 мая .

Через некоторое время Олег Иванович вернулся в Россию, 23 февраля он отмечал свое 65-летие. До последнего времени он продолжал активную работу в кино, снялся в "Стилягах" Тодоровского и фильме Павла Лунгина "Иван Грозный и митрополит Филипп". Не отказывался Янковский и от участия в спектаклях своего родного Ленкома. Выступал, пока не слег. Мы навсегда запомним его таким, каким он появлялся на экране, - ярким, обаятельным, аристократичным, с блеском в глазах.

Олег Иванович Янковский родился в 1944 году в казахском городке Джезказгане, где жили семьи ссыльных.  Его отец, Иван Павлович Янковский, выходец из Польши, был кадровым военным (штабс-капитаном лейб-гвардии Семеновского полка), подвергся аресту и сгинул в лагерях. После смерти Сталина семья смогла уехать из Средней Азии и перебраться в Саратов, где Олег, закончив школу, как-то заглянул в местное театральное училище. На самом деле он собирался поступать в медицинский университет, но по чудесному стечению обстоятельств выбрал актерскую стезю.

Хотя к моменту прихода Олега Янковского в Саратовском театральном училище уже завершились приемные туры, молодой человек решился зайти в кабинет директора и там... узнал, что принят. "Приходите на занятия в начале сентября", - сказали ему. И только потом выяснилось, что речь шла о другом Янковском - брате Олега Николае Ивановиче, который тайком от семьи поступал на театральное и с успехом прошел все испытания. Узнав, что произошло, он согласился уступить брату свое место.

В 1965 году, закончив учебу, Олег Янковский стал актером Саратовского драматического театра. В кино он попал тоже не без воли случая: будучи с труппой на гастролях во Львове, оказался на кастинге фильма "Щит и меч" Владимира Басова. Подбирали исполнителя роли Генриха Шварцкопфа - юноши арийской внешности. И тут на глаза режиссеру попался молодой Янковский, сидевший за столиком одного из львовских кафе. Так Олега Ивановича пригласили в его первый фильм.

Одной из самых заметных ролей в начале его актерской карьеры стал красноармеец Андрей Некрасов в драме Евгения Карелова "Служили два товарища". Изначально предполагалось, что Янковский сыграет белого офицера Бруснецова, но режиссер, увидев пробы,воскликнул: "Этого человека мы Врангелю не отдадим!", и в итоге роль Бруснецова получил Владимир Высоцкий.

В 1973 году Янковский впервые встретился с режиссером Марком Захаровым. "Его игра произвела на меня очень сильное впечатление. Я до сих пор радуюсь этой счастливой случайности, поскольку Олег Янковский в конечном счете оказался не просто замечательным актером, но и моим соавтором, - вспоминает знаменитый режиссер. - Янковский очень помог мне и во время съемок "Обыкновенного чуда", и в "Том самом Мюнхгаузене". У него невероятный нюх на все, что относится к кинематографу, он очень точно чувствует, что такое кино".

В 1970-х годах Олег Иванович успел прочно утвердиться на киноэкранах и полюбиться советскому зрителю, доказав свою способность органично вживаться в самые разные образы. На его счету в этот период немало ролей - партийного функционера в "Премии" (1974) и "Обратной связи" (1978), декабриста Кондратия Рылеева в "Звезде пленительного счастья" (1975), неустроенного, колючего человека в "Чужих письмах" (1976) и "Сладкой женщине" (1977) или, напротив, бесхарактерного, слабовольного в "Слове для защиты" (1977) и "Повороте" (1979). К этому же периоду относятся звездные роли Янковского - волшебник в "Обыкновенном чуде", барон Мюнгхаузен, Камышев в фильме "Мой ласковый и нежный зверь" по "Драме на охоте" Антона Павловича Чехова.

Эксперты считают временем творческого расцвета кинокарьеры Янковского 1980-е годы, когда он сыграл в фильмах Романа Балаяна "Полеты во сне и наяву" (1983, Государственная премия СССР за 1987 год), "Поцелуй" (1983), "Храни меня, мой талисман" (1987), "Филер" (1988), а также в социально-эксцентричной драме Татьяны Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся" (1981). В этот же период Янковский снялся в эпизодической, но очень колоритной роли в одной из серий знаменитой киноэпопеи о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.

Рассказывают, как Евгения Глушенко, утвержденная на главную роль в мелодраме Сергея Микаэляна "Влюблен по собственному желанию" (1982), уговорила режиссера прекратить поиски героя и пригласить Янковского: "Ясно же, что только Олег сможет сыграть джентльмена, даже опустившегося. Он же настоящий аристократ". Коллеги по творческому цеху всегда отмечали, что Олег Иванович - чуть ли не единственный человек в России, которому не нужно учиться носить смокинг или фрак.

В начале 1990-х Янковский сыграл яркие и совершенно разные роли в трагикомедии Георгия Данелии "Паспорт" и историко-психологической драме Карена Шахназарова "Цареубийца", а спустя примерно десять лет - в 2000 году - впервые попробовал себя в качестве режиссера, сняв фильм "Приходи на меня посмотреть", в котором сам же и сыграл одну из ключевых ролей.

И все это время, с тех пор как познакомился с Захаровым, играл на сцене Ленкома. В его творческом досье - спектакли "Автоград XXI" по пьесе Юрия Визбора и Марка Захарова (1973), "В списках не значился" по повести Бориса Васильева (1975), "Ясновидящий" Лиона Фейхтвангера, запоминающаяся роль Ленина в "Революционном этюде" (1978), "Диктатура совести" Михаила Шатрова, "Оптимистическая трагедия" Всеволода Вишневского (1983), "Карманный театр" Жана Кокто, "Гамлет" в постановке Глеба Панфилова (1986), знаменитая "Чайка", "Варвар и еретик" по роману Достоевского "Игрок", "Шут Балакирев" Григория Горина, "Женитьба" Гоголя в постановке Марка Захарова и другие.

Самые свежие новости читайте на главной странице .

Автор Ольга Лазарева
Ольга Лазарева — выпускающий редактор Правды.Ру *