"Химическая бомба" замедленного действия

Чапаевск в Самарской области, где несколько десятилетий производили боевые отравляющие вещества, вымирает. В Российском Зеленом Кресте признают, что в ситуации экологического бедствия из-за наследия химзаводов советского прошлого оказался не один российский город.

Город Чапаевск в Самарской области, где несколько десятилетий производили боевые отравляющие вещества, вымирает. За последние 15 лет число жителей сократилось на четверть - до 70 тысяч человек. Почва и подземные воды пропитаны диоксинами и другими ядами. Люди умирают от туберкулеза, рака горла, печени и почек.

В 20-х годах здесь был возведен секретный завод по производству "начинки" химического оружия - иприта, люизита, фосгена. В годы Второй мировой войны производство смертоносных растворов шло круглосуточно, а все отходы сливались в канавы и реку - не до экологии было.

В послевоенные годы военные предприятия Чапаевска продолжали производить снаряды, взрывчатые вещества, химическое оружие, загрязняя отходами окружающую среду. В начале 90-х оборонные заводы остались без госзаказа, и на них было свернуто производство. Давно не работает и химзавод, но местные жители до сих пор находят химические снаряды, из которых вытекает жидкость со странным цветом и запахом. Река Чапаевка, на берегу которой расположен город, не отвечает нормам ни одному экологическому показателю.

Местные власти проблему не замалчивают. На днях сам мэр Чапаевска Николай Малахов на круглом столе, посвященном экологической ситуации в регионе, заявил, что идеальным решением было бы вообще ликвидировать этот город.

Решить проблему сохранения здоровья и жизни населения можно двумя способами: это рекультивация земель на всей территории Чапаевска либо переселение жителей в чистые регионы. Обе программы требуют значительных финансовых средств. На расселение 580 домов нужно как минимум 2 млрд. рублей, но такие деньги в состоянии выделить только федеральный Центр. И разрабатывать переселенческие схемы тоже нужно на уровне государства.

Что касается рекультивации, то она медленными темпами проводится. Тормозит процесс опять-таки отсутствие средств. Расходы должен нести Роспром, однако, по словам Малахова, на протяжении последних 3 лет финансирование не производилось.

Но, в первую очередь, отмечает мэр, для экологической реабилитации Чапаевска в городе необходимо построить комплекс по очистке питьевой воды, очистить территорию химзавода и расселить несколько десятков пятиэтажек, находящихся в непосредственной близости от вредного предприятия.

В настоящее время жить в городе опасно для жизни. Об этом свидетельствуют данные мониторинга уровня загрязнения. Только небольшие районы пригодны для проживания. Однако, несмотря на это, чапаевцы не горят желанием покидать родные места.

Между тем, в ситуации экологического бедствия из-за наследия химзаводов советского времени, когда ядовитые отходы бесконтрольно сбрасывались в местные реки и озера, оказался не один город России.

По словам президента Российского Зеленого Креста Сергея Барановского , проблема незаконного захоронения химического оружия в 50-х - начале 60-х годах 20-го века, когда об экологии никто не думал, действительно существует. Это сейчас химоружие уничтожают высокотехнологическими промышленными способами с соблюдением жестких требований безопасности. А раньше снаряды сжигали на открытом воздухе, закапывали в землю, затапливали в водоемах.

В химотходах захлебывается Дзержинск Нижегородской области. Здесь находились несколько объектов по производству химоружия. Сейчас в стенах заводских корпусов содержание отравляющих веществ превышает ПДК в десять раз, а почва вокруг зданий пропитана отравой на метр и больше. Кроме того, как рассказал Барановский, один из городских водоемов полностью забит ядовитыми отходами.

В 20 километрах от Пензы в поселке Леонидовка, расположенном недалеко от химического арсенала, есть мертвое озеро Моховое, в котором не водится ничего живого. Здесь военные затопили часть устаревшего химоружия - бомбы с фосгеном, ипритом. До недавнего времени информация об этом была засекречена, и в озере даже купались люди, пока экологические организации не забили тревогу. Весной во время таяния льда воды из этого отравленного озера ручейками стекают в Сурское водохранилище, которое является источником питьевой воды.

Печально известен и полигон по захоронению токсичных отходов "Красный бор", расположенный в тридцати километрах от Санкт-Петербурга недалеко от Колпино. Свалка химических отходов представляет угрозу для жителей сразу нескольких поселков.

Возвращаясь к Чапаевску, глава Зеленого Креста отметил, что вряд ли здесь дойдет дело до ликвидации города. Территория нуждается в очистке, хотя на это потребуется гораздо больше средств, речь может идти о десятках миллиардов рублей.

Барановский напомнил, что прецеденты с расселением целого населенного пункта уже были. В 2006 году решено было отселить жителей села Муслюмово на границе Челябинской области и Башкортостана, которое столкнулось с серьезнейшей проблемой радиоактивного заражения в результате катастрофы на оборонном объекте "Маяк". Росатому весьма непросто далось это решение, отметил Барановский. На реализацию проекта планируется затратить около 1,2-1,3 миллиарда рублей.

Президент Российского Зеленого Креста Сергей Барановский считает, что эти проблемы загрязнения окружающей среды, представляющие опасность для здоровья и жизни людей, должны обязательно решаться с привлечением общественности. Недостаточно просто принять какое-то постановление, требуется серьезное обсуждение на всех уровнях.

Автор Елена Перетяченко
Елена Перетяченко — журналист, новостник
Обсудить