Подводники XX века. "Прибавку к жалованию дать, все равно потонут"

Сегодня в России отмечается день моряка-подводника: подводному флоту России - 102 года. Корреспондент «Правды. Ру» встретился со шведскими специалистами, обнаружившими останки советской подлодки времен Великой Отечественной, возле острова Эланд. Считалось, что подлодка С-8 подорвалась на мине при форсировании западной части Финского залива в октябре 1941 года . Корреспондент задал несколько вопросов, в числе которых - и интригующие...

В годы первой и второй мировых войн десятки подводных лодок с экипажами на борту не возвратились с боевого задания. Но и сегодня причина их гибели остается тайной за семью печатями, а подвиг балтийцев-подводников еще до конца не осмыслен.

Подводников изначально считали смертниками. В Адмиралтействе, обсуждая накануне первой мировой войны прибавку к зарплате экипажам субмарин, вывели следующую резолюцию: «Добавку к жалованью дать. Все равно потонут». Предсказания адмиралтейских циников начали сбываться в первой половине 1917 года, когда на подводные лодки легла основная нагрузка по ведению войны на Балтике.

Если до 1916 года погибла только «Акула», то революционный 1917 –й принес смерть «Барсу», «Львице», «Гепарду», «Моржу». В сентябре в свой третий боевой поход ушла подводная лодка «АГ -14» под командованием старшего лейтенанта Антония фон Эссена. (его отец, командующий Балтийским флотом Николай Оттович фон Эссен погиб в 1915 году). «АГ-14» Антония фон Эссена должна была вернуться на базу в Финляндию 23 сентября, но рубка подлодки так никогда и не показалась из глубины.

В 1993 году в районе Готска-Санде шведский тральщик «Ландсорт», прочесывавший квадрат возможной гибели самолета-шпиона, сбитого советскими перехватчиками в 1952 году в небе Балтики, наткнулся на стометровой глубине на подводную лодку. На следующий год аквалангисты шведской поисковой группы спустили к подводной лодке управляемый аппарат с видеокамерой и увидели торчащую из дна кормовую часть неизвестной подводной лодки. Поначалу поисковики приняли ее за субмарину второй мировой войны.

Но спустя три месяца после обнаружения подлодки, в печати обнародовали результаты исследований. Все это время эксперты – гражданские и специалисты военно-морских сил - изучали кадры сделанной шведскими аквалангистами подводной съемки. Разногласий ни у кого не было – это «АГ- 14». Скорее всего, лодка сына командующего Балтийским флотом погибла на германских минах – в этом районе подводная камера зафиксировала следы давних минных постановок, от якорей до минных тележек. В экипаже «АГ- 14» было 24 человека, из них четверо - офицеры.

Адмирал Николай фон Эссен похоронен в Петербурге, могила его единственного сына находится на стометровой глубине у шведского острова. В русских флотских традициях – отдавать долг памяти и тем, кто покоится на дне моря. Однако современные российские флотоводцы делать это не спешат. И не только в отношении тех подводников, кто погиб девяносто лет назад.

В водах Балтики покоятся 38 из 65 субмарин, бывших в годы Великой Отечественной в составе советского Военно-морского флота. Свыше шестидесяти лет родственники членов экипажей остаются в неведении насчет подробностей и точного места гибели своих отцов и дедов. Координаты двух потопленных субмарин стали известны в конце прошлого века.. Сначала шведскими ныряльщиками у маяка Садедарм была обнаружена советская подводная лодка С-7, потом пресса широко комментировала новую находку любителей подводных приключений.

Близ острова Эланд трое аквалангистов искали потопленный в 1916 году пароход «Никомедия» и наткнулись на неизвестную субмарину. Ведущий эксперт Швеции по затонувшим судам Бьерн Окерлунд поспешил сделать вывод: это русская «Львица» времен Первой мировой. Но уже через несколько недель эксперт сообщил о том, что аквалангисты нашли на морском дне латунную букву «С», и потому речь надо вести о советской средней подводной лодке С-4.

Вице-председатель московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий с этой версией не согласился. Во-первых, буква «С» есть и в русском, и в латинском алфавитах. Во-вторых, документально подтверждено, что свое последнее боевое задание С-4 выполняла в районе Данцигской бухты и затонула в ночь на 7 января 1945 года, попав под таранный удар немецкого эсминца Т-33. Координаты гибели С-4 хорошо известны на Балтфлоте – они на целых 200 миль южнее острова Эланд и много лет являются местом отдания почестей нашими кораблями.

Однако вскоре в шведской печати была опубликована фотография рубки той самой затонувшей субмарины с буквой «С» и цифрой «8». Это уже тянуло на сенсацию. Считалось, что подлодка С-8 под командованием старшего лейтенанта Ильи Брауна подорвалась на мине при форсировании западной части Финского залива. Дату ее предположительной гибели обозначили периодом с 12 по 14 октября 1941 года. В своем донесении командир бригады подводных лодок капитан 2 ранга Трипольский сообщал Военному совету: «11 октября 1941 года ПЛ «С-8», сопровождаемая эскортом БТЩ и катерами МО, вышла с о. Гогланд для следования на позицию. После меридиана маяка Кери лодка действовала самостоятельно, и с этого момента ни одного радиодонесения с нее не поступало. Срок пребывания подлодки на позиции, из расчета автономности, истек 8 ноября 1941 года. Но ПЛ «С-8» из похода не возвращалась. Считаю, что подлодка погибла на переходе от 25-го меридиана до устья Финского залива и ходатайствую об исключении ПЛ «С-8» из списков бригады подлодок КБФ».

Последняя находка указывала на то, что С-8 потопили в шведских территориальных водах. Но кто? Ведь Швеция во Вторую мировую сохраняла нейтралитет. Десять лет назад во время визита командующего Балтийским флотом в Стокгольм ему была передана кассета с подводными съемками, сделанными на месте гибели советской подводной лодки шведским аквалангистом Юханом Кендертом. Видеозапись направили в ЦНИИ Минобороны России, где она и была исследована с участием специалистов из КБ «Рубин».

Ученые и военные моряки смогли установить, что подводная лодка была надвое расколота мощным взрывом. Для установления более точных причин и обстоятельств гибели ПЛ необходимо более детальное обследование. Оно было запланировано на время проведения совместных российско-шведских учений в Балтийском море. Предполагалось, что в них примут участие по 8 российских и шведских кораблей. На завершающем этапе российское спасательное судно СС-750 в месте гибели подлодки у острова Эланд спустит подводные аппараты – и тайна субмарины откроется. Однако за два месяца до начала учений шведская сторона в одностороннем порядке, перенесла маневры на неопределенный срок. Власти не только не разрешили нам заниматься исследованием морского дна в районе гибели лодки в своих территориальных водах, но запретили это делать и своим аквалангистам.

В мае 2000 года корреспондент «Правды. Ру» встречался с Маркосом Рюнесоном и Матсом Карссоном, обнаружившими останки советской подлодки возле острова Эланд. На вопрос, почему они не смогли ничего поднять со дна или снять маркировку на видео, дабы подтвердить, что это действительно С-8, ныряльщики не очень убедительно ответили: лодка, мол, затянута илом, поднять что-то вручную трудно. Тем временем в шведской печати появились сообщения со ссылкой на участников событий времен войны: заблудившуюся советскую подлодку потопили... сами шведы. По ошибке.

Комментировать это сообщение тогдашний министр обороны Швеции Бьерн фон Сюдов отказался, дипломаты тоже уклонились от ответа. Вопрос о том, почему шведы до сих пор препятствуют детальному расследованию обстоятельств гибели наших подводных лодок на Балтике, остается открытым.

Семьи героев-подводников не оставляют надежды узнать правду о гибели родных. Отец калининградца Геннадия Рябинина тоже погребен в водах Балтийского моря. Геннадий несколько лет назад участвовал в церемонии возложения венков на месте гибели советской подводной лодки у острова Эланд. «Конечно, специалисты лучше знают, какая лодка там лежит, – говорит он. – Но ведь и среди них нет единого мнения. Мы просто обязаны продолжать поиски – и в архивах, и в экспедициях. Это не по-человечески – оставить все как есть. За каждым белым пятном в истории – судьбы. Не только тех, кто погиб в пучине, но и наши. Субмарины гибнут и в мирные времена, и все расследования должны доводиться до последней точки».

Автор Валерий Громак
Валерий Громак — капитан 1 ранга в запасе, журналист, бывший корреспондент Правды.Ру. *
Обсудить