Время героев не закончилось. Александр Жуков

Две чеченские войны, две остановки сердца...

Кремль. Президент Владимир Путин вручает звезды Героям России. Прихрамывая, но строевым шагом к нему подходит офицер, мастер спорта, парашютист высокого класса Александр Петрович Жуков. Будучи начальником поисково-спасательной службы управления авиации Северо-Кавказского военного округа, подполковник Жуков совершил несколько десятков десантирований в тыл боевиков для поиска и спасения экипажей сбитых самолетов и вертолетов, эвакуации окруженных подразделений российских войск, вывоза раненых с поля боя.

Про таких говорят: родился в рубашке. Действительно, в жизни Александра было множество моментов, когда жизнь его висела на волоске. Не взорвалась брошенная прямо под ноги граната, мимо виска пролетела смертоносная пуля, нога не ступила на минное поле. Но наш рассказ не об удаче, а о мужестве и героизме. Понятия эти кому-то могут показаться абстрактными, но вот демонстрирующие эти качества люди — вполне конкретные.

Выросший на Орловщине парень после окончания школы-интерната и авиаклуба ДОСААФ пошел служить. После срочной службы в рядах Вооруженных Сил СССР остался на сверхсрочную в качестве укладчика парашютов в ВВС. Затем окончил экстерном военное училище, а также школу тренеров при Ленинградском институте физкультуры имени П. Ф. Лесгафта.

В конце января 2000 года Александр Петрович возглавил операцию по спасению в Аргунском ущелье разведгруппы 752-го полка 3-й мотострелковой дивизии. Подполковник Жуков полетел в головном вертолете дежурной группы транспортно-боевых вертолетов Ми-8, которых прикрывала пара вертолетов огневой поддержки Ми-24.

"На наиболее опасное задание командир, как самый опытный, по возможности летит лично", — рассказывал тогда корреспонденту "Труда" исполняющий обязанности командующего армейской авиацией Сухопутных войск России генерал-майор Анатолий Сурцуков. В густом лесу под Харсиноем, где ожидали помощи попавшие в засаду разведчики с тремя тяжелоранеными, не было даже поляночки, чтобы посадить вертолет.

"Пришлось зависать и поднимать разведчиков по одному спасательной лебедкой, — сказал генерал. — А висящий в двух десятках метров от земли Ми-8 — отличная мишень для бандитов". С мудреными креплениями спасательных устройств быстро и грамотно может разобраться только специалист, и Жуков принял решение спуститься по тросу вниз. Восемь из девяти спецназовцев офицеры успели поднять на борт, когда бандиты открыли шквальный огонь по вертолету. Операцию по спасению решено было свернуть, а Александр остался с военными разведчиками.

Битые сутки при десятиградусном морозе группа уходила от преследования численно превосходящего противника. Трое безоружных и тяжело раненных бойцов: Александр Жуков, его подчиненный капитан Анатолий Могутнов и сержант Дмитрий Бегленко попали в плен к бандитам Салаудина Тимирбулатова, который в прошлом работал в колхозе и поэтому имел кличку "Тракторист". Этот террорист-садист, ныне отбывающий пожизненный срок, получил печальную известность видеосъемками обезглавливания четырех пленных российских солдат.

У капитана Могутнова, как позже вспоминал Александр, "была перебита плечевая кость, рука висела практически на коже и мясе". Допрашивал наших офицеров Хаттаб. Через переводчика заставлял Жукова принять ислам, требовал осуждения перед западными журналистами политики России в Чечне, выдачи кодов вызова российских вертолетов. Как самого ценного пленника, его решено было обменять на пленных главарей бандформирований. Александра заставили позвонить жене: "Рита, слушай и делай, что я скажу. Мы в плену. Если обмен завтра не состоится, то он не состоится вообще".

Обмен пленными должен был состояться 27 февраля. Успели обменять капитана и сержанта, началась стрельба, и подполковника Жукова террористы снова увели с собой в лес. Вскоре началась операция федеральных сил по освобождению Аргунского ущелья. Бросив своих головорезов, попытался удрать Тимирбулатов, предварительно скинув с себя камуфляжную форму американского производства с погонами ичкерийского "полковника" и передав Александра такому же бандиту — полевому командиру Гелаеву.

18 марта бандиты попытались прорваться в горы. На реке Гойта отряд башибузуков был уничтожен в упор. Под кинжальный огонь попал и Жуков, получив еще четыре ранения — в обе руки, в левую ногу и грудь. Отталкиваясь непростреленной ногой от дна, плыл к берегу. Увидев своих, закричал, почти теряя сознание: "Ребята, я свой. Подполковник Жуков!… Помогите!" В спасении подполковника Александра Жукова с позывным "Петрович" приняли участие бойцы Вологодского СОБРа. Военврач центрального госпиталя СКВО Владимир Шачкин говорил, что Александр "был расстрелян в буквальном смысле этого слова". У него были две остановки сердца.

Переживший две клинические смерти Александр Жуков каждое утро проходил путь в полтора километра. В октябре 2000 года Александр Жуков подал документы на возвращение в строй. Во время реабилитации он успел совершить прыжок с парашютом. Всего он совершил более 6500 прыжков.

Русский человек и русский офицер в своем наивысшем проявлении Александр Петрович Жуков сказал: "Наша жизнь, наша служба целиком принадлежит России и защите ее интересов. Так было, так есть и так будет всегда".

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Темы война