Столкновение подводных лодок с ледяными скалами

Советский ракетный атомоход таранил айсберг

Одной из самых страшных морских катастроф считается столкновение "Титаника" с айсбергом более сотни лет назад. Случаев гибели от айсберга надводного судна описано много. Но о столкновениях подводных лодок с ледяными скалами известно меньше. И не потому, что их не было. Военные по традиции засекречивают такие случаи. Но столкновения все-таки были!

Конечно, в последние годы рассекречивается многое, хотя и далеко не все. Один самых известных "контактов" субмарины с айсбергом произошел 19 мая 1988 года — собственно, эта авария уже неплохо описана в открытой литературе. Причем о ней, об этой аварии, стало известно почти сразу же, не в пример другим случаям.

Причина проста: перестройка и гласность достигли абсурдного апогея, и после гибели в Бермудском треугольнике советской стратегической подлодки "К-219" в 1986 году сообщения об этом инциденте появились и с советской, и мировой прессе чуть ли не онлайн. Горбачев разрешил…

Так или иначе, с аварией ракетного подводного крейсера стратегического назначения Северного флота "К-475" было примерно так же: никто особо ничего и не скрывал. Правда, в прессе упоминался только сам факт, а подробностей не было. Впрочем, подробность тогда в прессе лишь была такая: личный состав отлично справился с последствиями. И лодка продолжила плавание…

Правда, подробности "не для прессы" довели тогда, сразу же после "разбора полетов", практически до всего личного состава Северного флота. Автор этих строк, который в те годы служил на атомной подлодке в заполярном Гаджиево, тоже расписался в специальном секретном "Журнале по доведению аварий и аварийных происшествий".

Читайте также: Тихоокеанский флот: возрождение после разрухи

И тогда же поразили строки в описании столкновения с айсбергом (сейчас они уже есть в интернете, поэтому цитирую не по памяти, а по сети): "На корабле командир создал гнетущую атмосферу грубости и хамства и проявлял высокомерную нетерпимость к рекомендациям со стороны подчиненных офицеров и личного состава. Как следствие переоценки им личного опыта…".

Унизили тогда командира в глазах всего флота. А ведь некоторые мои знакомые, которые с этим командиров служили, как раз о нем отзывались, как о строгом, но очень справедливом…

В те предраспадно-советские времена, помнится, пошла мода: чем сильнее бьешь себя в грудь с самокритикой или "открываешь глаза" на чьи-либо начальственные деяния, тем лучше ты… перестроился!

Ну да ладно. Вспомним саму аварию. Подводная лодка "К-475" проекта 667Б "Мурена" (по НАТО — класс "Дельта-1") находилась на боевой службе в Северной Атлантике. Шла в подводном положении. На поверхности был битый лед, видимость не превышала 10 кабельтовых. Причем лодка шла на глубине 50 метров вместо рекомендованных в той акватории 90. И 19 мая в 23 часа 15 минут последовал сильный удар о подводную часть айсберга!

В момент удара командир "К-475" находился на центральном посту и немедленно дал команду: "Стоп турбина!". В докладе правительственной комиссии, разбиравшейся с тем происшествием, указано: "Командир совершил грубейшую ошибку и не приказал немедленно дать задний ход для отхода от айсберга, а приказал начать поворот влево с одновременным погружением на 120 метров. Глубина дна в месте удара составляла 160 метров".

Атомоход почти десять минут разворачивался, будучи вклиненным в подводную часть айсберга, что привело к еще более значительным разрушениям наружной обшивки легкого корпуса. Только минут через 15 лодка получила внезапно резкий крен на левый борт и затем освободилась, так сказать, от цепких объятий айсберга.

В 0 часов 20 минут 20 мая 1988 года наша субмарина всплыла среди битого льда. На дистанции 16 кабельтовых визуально был обнаружен огромный столообразный айсберг. Его высота глазомерно определена около 12 метров. Вот с ним-то лодка и "поцеловалась". В принципе, обошлось, могло быть и похуже… Лодка на скорости подводного хода в девять узлов боднула ледяную гору снизу.

Читайте также: Первый подводный бой: уничтожить и погибнуть

Подводный крейсер из-за этой аварии был досрочно снят с боевой службы. При доковом осмотре обнаружены значительные повреждения легкого корпуса в носовой части, щитов торпедных аппаратов, рубки и выдвижных устройств. Подводный крейсер на длительное время поставлен в заводской ремонт.

Дело в том, что на этой лодке мне пришлось побывать, когда она уже пришла на утилизацию в Северодвинск, на верфь "Звездочка". Построенная в 1973 году на соседнем Севмаше, эта "букашка" (так подводники звали лодки проекта 667Б) 28 марта 1995 года выведена из состава флота.

Утилизировали ее в 2000 году на деньги США по программе "Совместное сокращение угрозы". Это сейчас говорят, что Россия распилила на американские деньги свой огромный флот, который мог бы служить и служить. А тогда это казалось нормальным — американцы то и дело приезжали проверять нашу "распилку на иголки" самых лучших кораблей…

В эпоху атомного подводного флота, то есть с конца 50-х годов прошлого века по настоящее время, в мире зафиксировано 15 крупных столкновений подлодок СССР (России), США, Англии и Франции с айсбергами. К счастью, никто при этом не погиб…

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить