Михаил Калашников: "Если бы не война, я бы…"

"Я наверное бы конструировал технику, облегчающую тяжелый крестьянский труд… Отечественная война повернула меня в другую сторону… Немцы виноваты, что я стал военным конструктором", — признался всемирно известный русский оружейник Михаил Калашников. В действительности виноватыми в этом оказались политиканы Германии. Осенью 1941 года выпущенный из немецкого танка снаряд прервал боевой путь красноармейца Калашникова, сделав из "пушечного мяса" гениального конструктора лучшего в мире автомата.

На самом деле огромную роль в судьбе гениального инженера сыграл легендарный советский полководец Жуков.

С детства Миша Калашников любил возиться со всевозможными механизмами и собирался изобрести вечный двигатель. Когда паренька с Алтая призвали в Красную армию, то в свободное от несения службы время он ломал голову над усовершенствованием конкретных устройств и вносил новаторские предложения. В воинских частях на специальных стендах вывешивали информацию, где были представлены технические проблемы, требовавшие практического решения.

Механик-водитель танка Калашников разработал инерционный счетчик для учета фактического количества выстрелов из танковой пушки, приспособление для использования пистолета ТТ для стрельбы из специальных щелей в танке, а также магазин к ТТ с увеличенным количеством патронов для повышения эффективности стрельбы. Самым значительным его изобретением в то время было создание прибора для фиксированной работы танкового двигателя под нагрузкой и на холостом ходу.

После того, как младший сержант Калашников лично доложил об этом своем изобретении командующему войсками Киевского особого военного округа генералу армии Жукову, то был откомандирован для доводки и запуска в производство своего прибора на Ленинградский завод имени К. Е. Ворошилова. Документ на всесторонние испытания этого прибора был подписан 24 июня 1941 года — через два дня после гитлеровской агрессии. В августе 1941 года старший сержант Михаил Калашников в должности командира взвода принял свой первый бой, а спустя два месяца под Брянском получил тяжелое ранение в левое плечо.

Пока шел на поправку в Елецком госпитале, не теряя времени даром, рисовал в тетрадке чертежи нового пистолета-пулемета, который срочно требовался бойцам на фронте. Большую помощь оказал лейтенант-десантник, который до войны работал в научно-исследовательском институте и хорошо знал системы разного стрелкового оружия. В январе 1942 года Михаила Калашникова отправили домой в полугодовой отпуск. В депо на станции Матай Туркестано-Сибирской железной дороги, где до призыва в армию Михаил работал учетчиком, он приступил к практической реализации своего замысла в металле. В этом ему оказали помощь многие деповские слесари. Здесь, на станции, провели первые испытания пистолета-пулемета.

Откомандированный в Алма-Ату, Калашников приступил к созданию более совершенного образца в мастерских Московского авиационного института, эвакуированного в столицу Казахстана. Его образец был представлен начальнику Артиллерийской академии РККА им. Ф. Э. Дзержинского генерал-майору артиллерии А. А. Благонравову. Анатолий Аркадьевич высоко оценил оригинальность целого ряда технических решений и рекомендовал направить старшего сержанта М. Калашникова на дальнейшее обучение.

В Московском военном округе на Щуровском научно-испытательном полигоне стрелкового и минометного вооружения (НИПСМВО) вблизи Коломны в июле 1942 года прошли испытания пистолета-пулемета Калашникова. Однако в серию опытный образец запущен не был. Специалисты Главного Артиллерийского управления (ГАУ) РККА в своем заключении написали: "Заводские испытания пистолета-пулемета конструктора Калашникова проведены удовлетворительно. Пистолет-пулемет в изготовлении сложнее и дороже, чем ППШ-41 и ППС, и требует применения дефицитных и медленных фрезерных работ […], в настоящем виде своем промышленного интереса не представляет".

На этом полигоне в 1944 году конструктор Калашников участвовал в доводке "7,62-мм станкового пулемета системы Горюнова образца 1943 года (СГ-43)", а именно — в конструировании приспособления для СГ-43, решившее вопрос ведения огня холостыми патронами. Михаил Тимофеевич создал опытный образец самозарядного карабина, который не пошел в серию, но все интересные идеи, устройство его основных узлов было перенесено в будущий автомат. В том же году был объявлен продлившийся три года конкурс на создание нового автоматического оружия под промежуточный патрон образца 1943 года. Свой образец Михаил Тимофеевич представил в 1945 году. Соперниками по конкурсу были Дегтярев, Симонов, Судаев, Дементьев. По результатам испытаний автомат Калашникова показал себя как самый надежный, простой и удобный. Во время разработки АК-47 Михаил Тимофеевич познакомился со своей будущей женой — чертежницей дегтяревского КБ Екатериной Моисеевой.

Поздней весной 1949 года полторы тысячи автоматов Калашникова, изготовленных на ижевском Мотозаводе, успешно прошли войсковые испытания. Постановлением Совета Министров СССР от 1 июня 1949 года АК-47 был принят на вооружение Советской армии. В том же году Калашников стал лауреатом Сталинской премии первой степени с формулировкой "за разработку образца вооружения". Конструктору вручили орден Красной Звезды и выбрали в Верховный Совет. После демобилизации М. Т. Калашников продолжил свою конструкторскую работу на Ижевском машиностроительном заводе ("Ижмаш").

Авторы некоторых зарубежных публикаций, откликнувшихся на смерть Михаила Тимофеевича Калашникова, проливают дешевые крокодиловы слезы, мол, его автоматы, которые официально приняты на вооружение в более чем полусотни стран мира, а неофициально распространены повсеместно, не обогатили его создателя. В день памяти Михаила Тимофеевича борзописцы вспомнили, что Тимофея Калашникова, отца конструктора в сталинские годы раскулачили, хотя сам Михаил начертал на броне своего боевого танка "За Родину, за Сталина!" И чуть ли не в вину изобретателю ставят тот факт, что "калашами" вооружены террористы всех мастей и гангстерские банды.

Интересно, как найти общий язык с теми, кому милее "белоленточники", советские диссиденты, хулиганские панк-молебны, и уголовники, выдаваемые за "жертв режима", и кто поносит тех, кто по-настоящему любит и верен России?

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить