Курск и Прохоровка: кладбище последних иллюзий Гитлера

К июлю 1943 года немецкие войска, разгромив части Юго-Восточного. фронта под Харьковом, вышли на рубежи Курск — Орел. До Москвы оставалось 500 километров: три дневных танковых перехода. У Гитлера появился шанс смыть позор Сталинграда и выйти на рубежи осени 1941 года. Курская битва избавила фюрера от иллюзий: после нее фашисты только отступали.

С чего все начиналось

План операции под кодовым названием "Цитадель" предусматривал окружение советских войск в районе "Курского выступа" сходящимися ударами в сторону Курска, с последующим наступлением вглубь страны. Советской разведке удалось определить планы германского командования. Восьмого апреля на столе у верховного главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина лежал детальный план операции "Цитадель", подписанный высшими военными чинами; правда, без резолюции Гитлера.

Было решено обороняться, после чего начать наступление на Харьков и Орел. В составе Центрального фронта, оборонявшего северный участок выступа, и Воронежского фронта была развернута группировка войск из 1336 тысяч человек, 3306 танков и САУ, 19,3 тысячи орудий и минометов, 2650 самолетов. В тылу наших войск находился Степной фронт, имевший полмиллиона человек, 1380 танков, около 7,5 тысячи орудий и минометов. 5 июля по немцам был нанесен упреждающий артиллерийский удар.

Наступление немцев

Однако германское наступление это не остановило: операция "Цитадель" под общим командованием фельдмаршала Манштейна, взявшего Севастополь и Крым, началась. На отдельных участках фронта за 7 дней боев германские войска продвинулись на 10-12 км на северном направлении и на 35 км — на южном. При этом 9-я армия генерал-полковника Моделя, имевшая в своем составе 5 танковых дивизий, наступала на Курский выступ со стороны Орла. 4-я танковая армия генерал-полковника Гота силами 8 танковых дивизий — со стороны Белгорода, чтобы соединиться с войсками Моделя в районе восточнее Курска. Такие темпы наступления оказались значительно ниже сравнительно с первоначальными планами.

Курск: кладбище последних иллюзий Гитлера. 284778.jpeg

На северном участке у немцев было задействовано 45 танков "Тигр" в составе 505-го тяжелого танкового батальона (такие батальоны были созданы специально, чтобы повысить эффективность использования танков "Тигр") и 89 САУ — истребителей танков "Фердинанд" с более эффективным по сравнению с "Тигром", 88-мм орудием и 200-миллиметровой броней.

На южном участке в бой были брошены отборнейшие танковые соединения фашистской Германии, однако и здесь их успех носил лишь частичный характер.

Прохоровка

Введя в бой последние танковые резервы, 12 июля немцы попытались обойти наши войска в районе деревни Прохоровки. Но здесь им навстречу выдвинулись советские танки Степного фронта, которые столкнулись с немецкими в ходе встречного танкового сражения. В советское время писали, что "атака "тридцатьчетверок" была проведена столь стремительно, что немцы потеряли возможность расстреливать наши танки издали, а вблизи снаряды советских танковых пушек пробивали броню вражеских машин. В этом сражении противник потерял более 400 танков и вынужден был отказаться от дальнейших атак. В свою очередь уже 12 июля советские войска перешли в контрнаступление на северном направлении, а 3 августа на южном, и в ходе ожесточенных боев освободили Харьков и Белгород.

Кроме того, ожесточенные бои с немецкими танками проходили западнее и южнее Прохоровки с 10 по 15 июля, а не только 12-го, как об этом принято говорить. Впрочем, событие это было настолько широкомасштабным, что все приводимые очевидцами цифры и факты носят достаточно противоречивый характер. Так, фельдмаршал фон Манштейн в своей книге воспоминаний "Утерянные победы" писал, что "12 июля Гот собрал для решающего удара все подвижные силы — около 600 танков. В районе Прохоровки эта группировка столкнулась с 5-й гв. ТА П. Ротмистрова (850 танков)".

Маршал А. М. Василевский в книге "Дело всей жизни" сообщал, цитируя свое донесение в ставку Верховного главнокомандования, что: "В течение двух дней боев (12 и 13 июля) 29-й танковый корпус П. Ротмистрова потерял безвозвратными и временно вышедшими из строя 60 процентов и 18-й корпус — до 30 процентов танков".

Курск: кладбище последних иллюзий Гитлера. 284779.jpeg

Примерно о таких же потерях сообщает и Манштейн: "К вечеру (12 июля) поле боя осталось за советскими войсками. Потери их составили 300 танков, Гот потерял 400 танков".

Однако несмотря на столь серьезные потери он продолжал атаковать позиции советских войск вплоть до 16 июля, и прекратил наступление только потому, что американцы в это время высадились в Сицилии, и Гитлер посчитал, что именно туда нужно срочно отправить наиболее боеспособные танковые части, сражавшиеся на "Курской дуге", как утверждается в некоторых западных исторических источниках.

На самом деле все обстояло с точностью до наоборот: наиболее боеспособные части гитлеровцев были переброшены под Курск из Италии и Южной Европы, что позволило союзникам осуществить десантную операцию в Сицилии практически без потерь.

Итоги сражения

Потери в живой силе, по немецким источникам, у немцев составили 245 тысяч человек, в том числе безвозвратные — 57,7 тысяч, тогда как у нас — 863 тысячи, при безвозвратных потерях в 245 тысяч! По данным советского Генштаба, соотношение советских и немецких потерь составило 1,85 к 1. Очевидно, истина где-то посередине.

Немаловажными для дальнейшего хода войны были обнаруженные в ходе сражения недостатки в бронетехнике, немецкой и советской. К примеру, "пантеры", на которые фюрер возлагал особые надежды, и даже перенес срок наступления с мая на июль, лишь бы только иметь их числом побольше, так и не избавились от конструктивных недостатков. В результате чего из 196 танков этого типа только по техническим причинам немцы потеряли 162.

Но это — частности. Тактический итог Курской битвы сформулировал маршал К. Рокоссовский: "Под Курском был сломлен хребет немецко-фашистским бронетанковым силам". Стратегический же результат Курской битвы обозначил конец того периода, когда Германия владела инициативой, диктуя Красной и Советской Армии сроки и места наступательных компаний. После Курска немцы только отступали, не проведя ни одной стратегической наступательной операции.

Солнце немецкой победы окончательно закатилось под Курском.

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить