О личности Василия Валентина до сих пор идут споры

Мистики в реалиях: алхимик Василий Валентин

Нелегкое дело писать биографию человека, будь он хоть трижды мистиком, о котором почти ничего неизвестно. Признаться, историки даже сомневаются, жил ли на свете Василий Валентин: может быть, этот алхимик - собирательный образ его многих средневековых собратьев. Считается, что именно он установил тождественность Христа и философского камня.

В соответствии с преданием, манускрипты монаха-бенедектинца из монастыря Святого Петра в Эрфурте были случайно обнаружены в церкви этого немецкого города: молния ударила в пустотелую колонну, и из нее выпали несколько рукописных свитков с таким предуведомлением: "Последняя воля и завещание Василия Валентина, монаха ордена Святого Бенедикта. Свой труд он спрятал под мраморной плитой за главным алтарем кафедрального собора вольного имперского города Эрфурта. Он оставил его там, дабы его нашел тот, кого Божественное провидение сочтет достойным того".

Читайте также: Мистики в реалиях: алхимик Никола Фламель

Basilius Valentinus или Василий Валентин — настолько легендарная личность, что его иногда не считают за жившего на Земле человека. Словно Гермес Трисмегист какой-то. Весьма сомнительна и дата его рождения — 1390 год. Его имя составлено из двух слов разных языков, по-гречески "басилевс" означает "царь", а "валентин" на латыни — "пребывающий в добром здравии". Алхимия почиталась за королевское искусство, которое с помощью философского камня могло дать эликсир долголетия. Возможно, он жил в XIV-м, а вероятнее всего, во второй половине XV-го столетия. Конечно же, при условии, что это не легендарная, собирательная фигура, а реальная личность.

Большинство исследователей полагает, что Василий Валентин в своем трактате "Азот" первым употребил герметическую формулу: "Проникай в глубины земные и, очищая, обретешь скрытый (то есть оккультный) камень" (Visita Interiora Terrae Rectificandoque Invenies Occultum Lapidem). Василий Валентин полагал, что металлы состоят из трех оснований: ртути, серы и соли.

Все произведения Василия Валентина были изданы после его кончины. Среди них: "О великом камне античных мудрецов" (De magno lapide antiquorum Sapientum, 1599), "Трактат о естественных и сверхъестественных предметах металлов и минералов" (Tractatus de rebus naturalibus et supernaturalibus metallorum et mineralorum, 1603), "О микрокосме" (De microcosmo, 1608), "О тайной философии" (De occulta philosophia).

Кстати, его произведения появились в тот момент, когда страсти между сторонниками и противниками сурьмы достигли своего апогея. Сторонники привлекли в качестве доказательства своей правоты сочинения Валентина, который якобы доказал, что при помощи сурьмы можно освободить как золото, так и людей. У Валентина можно было отыскать сведения о том, как он получал из сурьмы средство для ухода за язвами и настойки.

Французский историк Андре Натаф (André Nataf) в энциклопедии "Мэтры оккультизма" отмечает по этому поводу следующее: "Злые же языки в пылу ссоры утверждали, что Василий отравил доверенных его попечению монахов, использовав сурьму в качестве укрепляющего средства".

В сочинениях Василия Валентина приводятся новые сведения о различных веществах, их свойствах и способах получения. Впервые упоминается соляная кислота, описывается способ ее получения в виде так называемого "соляного спирта" (spiritus salts) при нагревании смеси поваренной соли с железным купоросом. Описывается действие "соляного спирта" на металлы и окислы металлов. В "Триумфальной колеснице антимония" (Currus triumphalis antimonii) Василий Валентин подробно описывает сурьму и ее соединения.

Историки установили, что имя Василия Валентина не встречается в найденных списках бенедиктинского монастыря Святого Петра (Peterskloster) в Эрфурте. Более того, установили, что гравюры, иллюстрирующие опус "Двенадцать ключей философии" (Duodecim Claves Philosophicæ), авторство которого приписывается Василию Валентину, были выполнены в 1599 году — значительно позже предполагаемого времени жизни этого монаха-алхимика.

Василий Валентин, по данным современной химической энциклопедии, типичный алхимик-мистик; описывая алхимические операции, он широко пользуется весьма туманными аллегорическими и символическими выражениями и проводит мистические сопоставления. В его сочинениях в изобилии встречаются такие названия веществ, как "черный ворон", "павлин", "белый лебедь", "лев", "король и королева", "птица Феникс".

В опубликованном в 1626 году в Йене на немецком языке трактате "Последнее завещание и откровение небесной и земной тайны" (Letztes Testament und Offenbahrung der himmlischen und irrdischen Geheimnis), которое специалистами признано апокрифическим, от имени Василия Валентина говорится о металлах, об их "пище" и "небесных добродетелях".

Читайте также: Мистики в реалиях: "папа" графа Дракулы

Французский исследователь Серж Ютен (Serge Hutin) свидетельствует: "Вполне можно допустить, что алхимик, автор этих знаменитых трактатов, и действительно был немцем, бенедиктинским монахом, жившим в середине XV века и занимавшимся "деланием" в своей келье, превращенной в лабораторию. Однако до сих пор ни один историк не сумел установить, кто же на самом деле скрывался под этим двойным именем, греческим псевдонимом, который можно перевести как "могущественный царь" или "доблестный царь". И по сей день это остается одной из величайших загадок в истории средневековой алхимии".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить