1 марта 1382 года в Париже произошло массовое избиение сборщиков налогов

Мытари мзду не берут, за то их и... не любят

1 марта 1382 года в Париже произошло массовое избиение сборщиков налогов. Они не для своего кармана старались, но получили по заслугам. Налогосборщиков народ всегда и везде недолюбливал. Знаменитое место в Библии, в котором говорится о мытарях и блудницах — прекрасный пример. А как еще отнестись к тому, что приходится отдавать кровно заработанное?

Французы шутят, что Эйфелева башня — это пирамида Хеопса после уплаты налогов. Однако 630 лет назад в Париже царило совсем не шутливое настроение. В первый весенний день там начались массовые волнения, получившие в истории название восстание майотенов, или восстание молотобойцев, потому что повстанцы вооружились свинцовыми молотами для проламывания доспехов — от французского maillets de plomb.

Даже в наши дни, когда худо-бедно ситуацию на улицах контролируют видеокамеры, мы не всегда точно можем описать, как и с чего началась та или иная заваруха. Что же и говорить о далеком XIV столетии?! О событиях, которые произошли в Париже спустя всего полтора года после Куликовской битвы; в Европе тогда полным ходом шла Столетняя война Франции с Англией (1337-1453 годы), хроники рассказывают разное.

Читайте также: Жалобная книга всероссийского масштаба

Парижане возмутились против возобновления сбора налогов, которые были упразднены 16 сентября 1380 года королем Карлом V Мудрым, когда монарх уже лежал на смертном одре. Однако правящие при малолетнем наследнике Карле VI Валуа регенты — герцоги Людовик I Анжуйский, Жан I Великолепный Беррийский и Филипп II (Смелый) Бургундский — решили вновь нажиться на бедствиях народных. Тогдашнее слово "налог", написанное латинскими буквами (aides), по неведомой иронии в конце ХХ века совпадет с еще одной ужасной аббревиатурой AIDS (СПИД). Словом, народец погибал от сбора податей, как от лютой болезни.

Причем Филипп Бургундский прямо призывал к старым податям добавить новые, после чего был немедленно утвержден новый налог на двадцатую часть имущества, получивший название "субсидии", или вспомоществования. К настоящим бедствиям, когда во время незатухающих свар между господчиками прибавлялось дурное правление, казнокрадство и просто глупость вкупе с алчностью административных чинов, широкое хождение получили ничем не подкрепленные слухи.

Дошло до того, что солдаты, жалование которых должны были составить налоговые сборы из недавно покоренных областей, остались на голодном пайке ввиду того, что тамошнее население противилось уплате. В Париже солдатня прибегла к грабежу и разбою жителей. В результате всех этих событий жители начали собираться на тайные ночные сходки, и, как писали современники, для начала мятежа "не хватало только предводителя".

Может быть, наэлектризованную толпу спровоцировал к погромам крик "Долой налоги!", который вырвался из беззубого рта убогой торговки зеленью, когда сборщик налогов потребовал от нее, кроме уплаты налога, еще и дополнительного штрафа за опоздание.

Читайте также: Налог на жир оздоровит нацию

Очевидец Жан Жювеналь дез Юрсен (Jean Jouvenel des Ursins) так описал тот первый весенний день: "В ту же минуту множество народа кинулось на указанного сборщика, нанеся ему множество ран и затем бесчеловечно предав его смерти. Сразу после этого по всему городу поднялся народ низкого звания, раздобыл себе оружие и вооружился, к немалому обольщению и соблазну для остального народа, всего же их собралось около пятисот. При том, что их оружие и одежда были весьма убоги, им было известно, что в городской ратуше хранится военное снаряжение.

Они же устремились туда и, взломав двери, овладели оружием,каковоебыло запасено длягородской обороны, захватив великое множество военного снаряжения — мечей, копий, и, наконец, свинцовых молотов для проламывания доспехов, и далее отправились рыскать по городу, где всех сборщиков налогов и воспомоществований, каковых знали или подозревали в причастности к названному делу, убивали и обрекали на смерть без всякого снисхождения".

Несмотря на то что восстание было жестоко подавлено, французское правительство на почти четверть века отказалось от попыток дальнейшего повышения налогов и податей.

Мы так подробно решили остановиться на тех давних событиях по ряду причин. Безусловно, это не первое (и, увы, не последнее) возмущение налоговым гнетом в истории человечества. Во-первых, об этом сохранилось достаточно много красноречивых свидетельств современников. Во-вторых, это происходило не просто в Европе — географическом или геополитическом пространстве — это было в стране, когда там господствовала католическая церковь и отношение к религии было абсолютно отличным от современного атеистического цинизма.

Читайте также: Нерадивые работнички берут за горло

Наших же современников не пробирает даже наука. Помните, как в анекдоте, психиатр спрашивает пациента: "Так вы говорите, что платите налоги с радостью? И когда это у вас началось?" Может статься, после регулярного просмотра дурацкой телерекламы: "Заплати налоги и спи спокойно!".

Даже если такой неординарный ум, какой был у Альберта Эйнштейна, отказывал ему по части понимания того, что ежедневно делает самый дюжинный человечек — то есть платит налоги. "Самое непостижимое в этом мире — налоговая шкала", — восклицал гениальный старик Эйнштейн.

Налоги — безусловное или абсолютное зло. Ведь и в современных толковниках снов говорится, что платить налоги во сне — знак больших потерь, таких, которые вы даже не могли себе представить. Не лучше другая трактовка: иметь во сне дело с налоговой инспекцией предвещает в реальности множество хлопот, от которых кругом пойдет голова.

Чтобы браться за молоты, как средневековые французы, до этого дожить надо. Иначе говоря, должна сложиться революционная ситуация, когда верхи не могут, а низы не хотят. А ведь каждое время диктует свои прелюбопытные законы.

Недавно один чудаковатый американский профессор предложил, что если все 200 миллионов сексуально активных граждан США будут платить хотя бы по два доллара за каждый половой акт, это даст госбюджету дополнительные десять миллиардов в год. Если к американской политкорректности добавить еще и налог на секс, то эта чудная страна исчезнет с географической карты без всяких климатических катаклизмов или ядерного взрыва.

Пока светлые умы не донесли из-за океана последнее достижение своей фискальной мысли до наших прерий, которые мы по своей, видимо, неразвитости по старинке называем степью, — давайте вчитаемся в предложение.

Согласно постановлению Министерства здравоохранения США, с 1 августа 2012 года медицинские страховки американских граждан должны покрывать расходы на контрацептивы. Это решение было связано с тем, что у многих женщин нет возможности обеспечить себя средствами контрацепции, из-за чего "существенно страдает их здоровье".

Проще говоря, тамошний Минздрав обязал всех работодателей платить за безопасный секс, стерилизацию или аборт своих сотрудников. Пока же адвокаты-янки препираются, цепляясь за букву закона, что, мол, у отцов-основателей Соединенных Штатов нет ни слова про секс, да и негоже чиновникам пренебрегать первой поправкой к Конституции США, когда церковь отделена от государства.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить