В Москве открылась фотовыставка Генри Лютвайлера "Neverland Lost - Портрет Майкла Джексона"

Neverland Lost, или Воображариум Джексона

В Москве открылась фотовыставка Генри Лютвайлера. В разное время под прицел его объектива попадали Мишель Обама, Джулия Робертс, Роберт Дауни мл. и др. К нам швейцарец привез выставку "Neverland Lost — Портрет Майкла Джексона", а заодно рассказал о том, почему певец пытался вернуться в детство, о своей любви к русской кухне и о ботинке Хрущева.

— Вы были в Неверленде. Это действительно было ранчо мечты Майкла Джексона?

— Я хочу кое-что объяснить. Майкл Джексон съехал из имения задолго до моего приезда туда. Неверленд стоял пустым много лет. Официально у его владельца кончились деньги, и было решено все продать. Я туда приехал, когда это решение было принято, а вещи были уже упакованы. Я фотографировал все даже не в имении.

Я не встречал Майкла Джексона. Меня уже сотни раз спрашивали, что я чувствовал в Неверленде, и я объясняю, что мы поехали фотографировать знаменитую белую перчатку, сначала было интересно, но на самом деле это очень печальная история. Попробуйте себе это представить. Что такое neverland?

Это выдуманная страна, в ней жил Питер Пен, с которым Майкл Джексон себя ассоциировал. У него не было нормального детства. Он начал выступать в совсем юном возрасте. Поэтому Майкл Джексон во взрослом возрасте "разыграл" для себя историю Питера Пена и попытался вернуться в детство, которого был лишен. А потом то детство, которое он для себя построил, он вынужден был продать.

 

— На сцене Майкл и все его вещи просто сверкали. Скажите, когда вы вынули его вещи из коробок, это был такой же блеск?

— Да, конечно. Но прежде всего эти вещи показывают нам, что Майкл Джексон был человеком. Он потел, как все люди, вот тут, на вороте рубашки, видны следы грима и пота. Вот видите его носок? Сверху он весь обшит блестками, а снизу это обычный ортопедический носок, такой можно купить в любом магазине на Бродвее по пять долларов за шесть пар. Нет никаких сомнений, что по части музыки, танцев он был гением, но у него был еще один бесспорный талант — он умел создавать иллюзию, иллюзию своего королевства, совершенства. Достаточно чуть-чуть копнуть, и мы видим, что все это иллюзия.

— Вы бы хотели его сфотографировать?

 

 

— Нет. И я объясню, почему. Я много фотографирую знаменитостей, так чтобы в итоге получилось красиво. На том этапе, когда я начал работу с вещами Майкла, его нельзя уже было сфотографировать красиво. У него был сложный период. Майкл выглядел хорошо, когда он выступал с группой Jackson's 5, а ближе к концу он был уже другим человеком. А фотографировать карикатуры — я не считаю, что умею делать это хорошо.

— Вы в первый раз в Москве? Вам здесь нравится?

— Да, я в первый раз в Москве, и мне здесь очень нравится. Я уже успел завести здесь друзей. Еще здесь отличная водка. Еда прекрасная. Я был в бане: все происходило в 11 утра, я был в специальной такой шапочке, меня били вениками, и, конечно, была водка. Все, как положено.

— Вы больше русский, чем многие русские!

— Приезжая в новую страну, я всегда стараюсь проникнуться местным колоритом. В Кении я стараюсь быть масаи. Когда я был школьником, раз в год мы ездили за границу. Я считаю, что если ты, например, приезжаешь в Рим, то должен попробовать моцареллу, но наш учитель первым делом интересовался, где поблизости от отеля находится швейцарский ресторан. По-моему, это неправильно. Раз ты приезжаешь в другую страну, нужно окунуться с головой в местную культуру, еду, музыку. Тогда ты составишь целостное представление о месте пребывания.

— А какие русские блюда понравились?

(Этот вопрос поставил Генри Лютвайлера в тупик. Он немного смутился и позвал: "Нина! (Нина Гомиашвили — хозяйка галереи "Победа". — Ред.) Как называется еда, которую мне подавали в первый вечер?" Нина: "Пирожки!")

— Ах, да пирожки. А в бане мне подавали такой вкусный суп, с пельменями.

— Собираетесь еще приехать?

— Я достаточно далеко живу, но как появится предлог, я с удовольствием. Если удастся найти кого-то кто поможет организовать фотосессию. Есть предметы, которые я хочу здесь сфотографировать.

— Вы фотографировали многих западных звезд. А вы русских звезд знаете? Кого бы хотели сфотографировать?

— Я русских звезд, если честно, не знаю. Но почему нет? Но больше всего я хочу сфотографировать ботинок, которым стучал Хрущев, требуя тишины. Это бы тематически соответствовало тому проекту, который я делаю сейчас.

— А вы снимали политиков?

— Конечно. Я снимал Горбачева, Мишель Обаму. Горбачева в 1989-м в Париже. Королеву Иордании Ранью. На самом деле много политиков.

— Из наших нынешних политиков кого-нибудь хотели поснимать?

— Может быть, Путина. У меня нет звездной болезни, так что грузите их лопатой всех.

(Генри показывает свои снимки с Iphone, на них Джулия Робертс, Дензел Вашингтон, Рианна, Мартин Скорсезе, Спайк Ли, Роберт Дауни мл., Хавьер Бардем, 50 Центов, Жан-Поль Готье.)

У меня есть целый альбом вещей знаменитостей: вещи Элвиса Пресли, Джона Леннона, Боба Дилана, Дженис Джоплин, Джимми Хендрикса, знаменитый бриллиант Элизабет Тейлор...

— В России, среди молодых людей сейчас модно называться фотографом, очень многие хотели бы заниматься этим профессионально. Какой совет вы могли бы им дать?

— Это очень странно. Очень трудно принять такое решение — стать выдающимся фотографом. Представьте, что вы холостяк и мечтаете жениться на самой прекрасной, умной, замечательной женщине в мире. Короче говоря, если сидеть в баре, пить виски, в рубашке с расстегнутым воротом, и мечтать, что ты встретишь идеальную женщину, то ничего не выйдет. Вот то же самое и с фотографией, тут нужна постоянная работа. Нужно с энтузиазмом работать, посвящать любимому делу все свое свободное время. Тут нет какого-то определенного рецепта успеха.

Что касается совета молодым фотографам — читайте книги, ходите в кино, музеи, хорошо относитесь к людям. Фотография не самая сложная наука, но будьте готовы идти на риск, и, может быть, если вам повезет, вы своего добьетесь.

Чарли Роуз (известный телеведущий) на склоне лет спросил у Ричарда Аведона, чем тот объясняет свой успех и гениальность. Ричард Аведон сказал: "На этот вопрос не могу ответить. Но если каждый день вы будете делать хоть одну фотографию, то к концу жизни вы чуть-чуть приблизитесь к своей цели". Таков мой совет и молодому поколению.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"