Могут ли мигранты ассимилироваться?

В чужой монастырь не со своим законом

Проблема мигрантов в крупных российских городах — одна из самых серьезных и в то же время тонких. Дабы хоть как-то уменьшить напряженность в обществе, власти призывают гастарбайтеров ассимилироваться, но призывы то ли игнорируются, то ли просто остаются незамеченными. Действительно ли влиться в другую культуру так сложно, или дело просто в нежелании?

Разговорам о том, как вести себя мигрантам в российских мегаполисах, не месяц и не два. Дискуссии то затухают, то вновь будоражат общество, но решения как не было так и нет. С одной стороны, Россия — страна многонациональная и многокультурная, а значит — мы должны уметь жить вместе и принимать особенности другого народа, а с другой, что уж греха таить, когда представители одной культуры массово переезжают к представителям другой, и тем и другим становится не по себе.

Как пример можно привести мусульманские праздники, когда оказываясь неподалеку от столичной станции метро "Проспект Мира", ты забываешь, что находишься в Москве.

Читайте также: Койко-место — приют для гастарбайтера

В июне прошлого года председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Михаил Соломенцев говорил, что городские власти разрабатывают свод правил, который поможет освоиться приезжим, желающим остаться в столице для постоянного проживания.

"Пока существуют неписаные правила, которых обязаны придерживаться жители нашего города. Например, не резать барана во дворе, не жарить шашлык на балконе, не ходить по городу в национальной одежде, разговаривать по-русски", — сказал Соломенцев. Заявление, конечно, вызвало много споров и разговоров о притеснении, однако большинство москвичей инициативу поддержали.

К слову сказать, именно с русским языком у мигрантов больше всего проблем. По данным московского Центра миграционных исследований, лишь 50 процентов трудовых мигрантов владеют русским языком в достаточной степени, чтобы заполнить официальные документы, а 20 процентов не знают языка вовсе.

Совсем недавно депутат заксобрания Петербурга Елена Бабич, пройдясь по городу, обнаружила, что далеко не все проживающие в городе знакомы с русским языком. Культурный шок Бабич испытала на одном из рынков Северной столицы, увидев ценники со словами "ецо", "один дынь" и "сами вкусны памидор". Не меньше удивилась народная избранница и в маршрутных такси, которые возят пассажиров к станции метро "Василия Островского" ("Василеостровская"), на площадь "Иса Киевская" (Исаакиевская площадь) и на улицу "Академика Лебедеве" (Академика Лебедева).

Фото: AP

Еще одной "культурной особенностью", которая не раз уже приводила к серьезным последствиям, является любовь молодых кавказцев к лезгинке в центре города. Все бы ничего, если бы танцы не сопровождались выстрелами в воздух из "травматики" и руганью в адрес прохожих — как правило, жителей Ставрополя и Пятигорска.

Читайте также: Мигрантов научат хорошим манерам?

Приезжая из маленьких селений с определенным укладом жизни и, зачастую, строгими нравами, мигранты теряют голову. Большой город, в котором тебя не осудят родня и друзья, полон соблазнов. Здесь можно и выпить, и с девушками себя "попроще" вести. Кому-то такая свобода на пользу совсем не идет.

Не так давно в московской подземке 36-летний гражданин Узбекистана, находясь в изрядном подпитии, накинулся на женщину-милиционера. Сотрудница правоохранительных органов попросила мужчину, который оскорблял других пассажиров и вообще вел себя неадекватно, пройти в комнату милиции.

В ответ на требование, гость столицы, находившийся в Москве без регистрации, накинулся на старшего сержанта с кулаками. Молодая женщина получила сотрясение мозга и ушибы мягких тканей лица.

К решению всех этих проблем намерена подключиться Русская Православная Церковь при помощи ФМС. В нескольких епархиях планируется открыть центры интеграции мигрантов. Их первоочередной задачей должно стать обучение иностранных граждан русскому языку.

"В этих центрах мы сможем обеспечить периодические консультации людей по вопросам применения законодательства", — сказала начальник Управления содействия интеграции ФМС России Татьяна Бажан.

Но захотят ли мигранты приходить в такие центры и интегрироваться вообще? Как ни крути, но помочь можно только тому человеку, который хочет, чтобы ему помогли. А желание это ни от ФМС, ни от РПЦ не зависит.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Ксения Образцова
Ксения Образцова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Последние материалы