Картины, которые можно смотреть и слушать

Согласно известной пословице, талантливый человек должен быть талантлив во всем. Эпоха Возрождения подарила мировой культуре множество таких разносторонних личностей. Но художниками, музыкантами и поэтами в одном лице знаменито не только то время. Один из таких "универсалов" — литовский композитор и художник Микалоюс Константинас Чюрленис — родился 22 сентября 1875 года.

Микалоюс Константинас Чюрленис — литовский вариант имени художника, по-русски же его звали Николай Константин Чурлянис. Сын литовского крестьянина и немки из семьи евангелистов, Констант (домашнее имя), уже в самом раннем детстве знал нотную грамоту и прекрасно играл на фортепиано.

Начал свой путь к славе Чюрленис как музыкант. Он получил профессиональное образование благодаря связям отца-органиста, освоил кроме фортепиано и флейту и стал писать музыку. Чюрленис вращался в самых высших литературно-музыкальных кругах Варшавы того времени, пробовал себя в поэзии. В итоге он выбрал для себя карьеру композитора, и сразу после окончания института сочинил симфоническую поэму "В лесу", которая до сегодняшнего дня продолжает оставаться одним из наиболее значительных произведений в литовской музыкальной культуре.

Отказавшись от выгодных предложений, Чюрленис уехал в Германию, где и продолжил образование. Именно в Германии музыкант впервые взял в руки кисть. Как он писал друзьям, единственно для того, чтобы иметь увлечение помимо работы, которой у него с каждым днем становилось все больше.

Однако занятия живописью из увлечения переросли в нечто настолько большее, что сам Чюрленис сначала не мог понять всей глубины произошедшей в нем перемены. Он вернулся домой из Германии не только композитором и поэтом, но и художником. В 1904 году в Варшаве открылась Школа изящных искусств. Чюрленис был одним из первых, кто поступил в это высшее учебное заведение. Было ему на тот момент уже тридцать лет.

Читайте также: Проклятия картин-убийц

В 1906 году в Петербурге прошла выставка работ студентов Школы изящных искусств. Наибольшее внимание привлекли работы Чюрлениса. Именно тогда впервые заговорили об "авторе музыкальной живописи", о том, что его картины можно не только смотреть, но и "слушать", что талант музыканта удивительным образом отразился в его работах.

Фото: AP

"Нельзя ни в коем случае обойти молчанием длинную серию фантастических пастелей Чурляниса. Его музыкальностью и объясняется отчасти его мистическое, туманное творчество. Видишь сразу перед собой художника, привыкшего грезить звуками. Даже теперь, на заре своей деятельности, он совершенно самобытен, никому не подражает, прокладываясобственнуюдорогу. Это пантеист чистейшей воды", — писала о нем одна из Санкт-петербургских газет.

Однако путь Чюрлениса-художника оказался очень коротким — он умер в 1911 году, немного не дожив до своего 36-летия. На самом взлете творческих и жизненных сил, в разгаре счастливой взаимной любви с молодой женой — они прожили в браке всего год. Смерть художника от тяжелого нервного заболевания до странности напоминала трагическую кончину другого гения живописи — Врубеля, который умер в 1910 году.

Всего известно около 400 картин Чюрлениса. В основном, это циклы на определенную тематику: "Сотворение мира", "Знаки зодиака", "Весна", "Зима" и многие другие. Музыкальное наследие Чюрлениса тоже довольно велико — около 200 произведений.

Искусствоведы относят работы Чюрлениса к модерну и арт нуво. Характерная черта всех его полотен — воссоздание космогонической картины вселенной, даже если на них изображен холм на пустынном берегу ("Покой"), и ощущение неясной тревожности. В своих работах Чюрленис объединял мотивы народные и библейские, включал заимствования из восточных культур, использовал математические расчеты.

Как многие художники того времени, Чюрленис стремился к синтезу искусств — он пытался через холст донести до зрителя те ощущения, которые он испытал бы при воздействии музыки. Многие работы самим названием отсылали к музыке "Соната Солнца", "Соната моря", "Соната звезд" и так далее. Художник добивался того, чтобы от просмотра картины оставалось такое же ощущение, как от прослушивания музыкального произведения.

Ему это удавалось, как никому другому. Даже на неподготовленного зрителя, совершенно не разбирающегося в изобразительном искусстве, работы Чюрлениса производят неизгладимое впечатление. Кроме того, все его картины подчеркивают присутствие внутри и вокруг человека высших сил — то ли страшных, то ли прекрасных.

Как поэт Чюрленис известен меньше, но и его стихи перекликаются с темами его картин и музыкальных произведений:

"На морском берегу бесконечных миров встречаются дети…

Они строят себе домики из песка и играют пустыми раковинами. Из увядших листьев свивают они себе ладьи и, улыбаясь, пускают их над необъятными глубинами. Дети играют на морском берегу миров.

Они не умеют плавать, они не умеют закидывать сети. Искатели жемчуга ныряют за жемчугом, купцы плывут на своих кораблях, а дети собирают камешки и снова разбрасывают их. Они не ищут скрытых сокровищ, они не умеют закидывать сети".

Все самое интересное читайте в рубрике "Жизнь"

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Темы школа
Обсудить