Личные амбиции уничтожили священные рощи майя

История науки о ведении лесного хозяйства насчитывает около 300 лет. Именно столько существуют различные институты, регулирующие деятельность человека в области лесозаготовки и обработки древесины. Но управление лесами возникло гораздо раньше – еще три тысячи лет назад индейцы майя разумно подходили к эксплуатации окружавших их джунглей. Об этом "Правда.Ру" побеседовала с ученым секретарем ВНИИЛМ Светланой Цареградской.

Более сорока лет исследователи из американского Университета Цинциннати изучали лесные массивы Центральной Америки. Большую часть этого времени команда ученых трудилась под руководством профессора палеоэтноботаники Дэвида Ленца.

"В то время, когда мы приступали к своим изысканиям, археологов больше интересовали знаменательные даты и события – какой правитель построил тот или иной дворец, кто кого сверг и что за персону изобразил на фреске мастер, – рассказывает профессор Ленц. – И мало кто увлекался более приземленными сферами – экономикой, сельским хозяйством и их проникновением в культуру народов Месоамерики".

Читайте также " Мачу-Пикчу - "турбаза" с окном в космос "

Принято считать, что майя практически не применяли древесину в строительстве, однако это мнение основано на ошибочном толковании фактов – ведь десятки веков способны простоять лишь каменные постройки, в то время как остальные уничтожаются временем и жарким влажным климатом.

Лес шел не только на возведение жилья и хозяйственных объектов, но и широко использовался при строительстве монументальных каменных сооружений. Из него делали помосты для мастеров и накаты, по которым поднимали каменные блоки.

Как показало изучение флоры региона, древние индейцы не только сохраняли неприкосновенными так называемые священные рощи, но и занимались воспроизводством естественных лесов, высаживая новые деревья. Тем самым, несмотря на интенсивную эксплуатацию лесных массивов, они сохраняли джунгли практически неповрежденными.

Такое положение дел сохранялось очень долго, вплоть до середины VII века нашей эры, когда волей одного правителя устоявшаяся практика лесного хозяйства была разрушена. В тот период, названный Поздней Классической эпохой, шло военное противостояние двух крупных группировок майя. Лидер одной из них – Яшау Чан Кхаиль – последовательно осадил и захватил два основных города региона Мутуль – Тикаль и Калакмуль.

После свержения правителя региона и принесения его в жертву богу Солнца, Яшау Чан принял решение сделать Тикаль столицей своих новых владений и отстроить город заново. Для этого он приказал использовать все окрестные леса как источник древесины.

Под топоры лесорубов попали и "священные рощи", засаженные железным деревом. Стволы этих гигантов до сих пор сохранились в руинах Тикаль – они использовались для возведения перекрытий и в качестве колонн.

Смотрите фоторепортажи в разделе " Наука и история "

Таким расточительством Яшау Чан уничтожил огромные лесные массивы, большинству деревьев в которых было 200 и более лет. Последовавшие за этим четыре десятилетия правления тирана окончательно разрушили культуру лесного хозяйства и привели к потере сотен квадратных километров джунглей. Несколько веков понадобилось природе, чтоб возместить нанесенный ей ущерб.

Различные косвенные доказательства, найденные археологами на руинах крупнейших городов майя, дают возможность предположить, что древние индейцы знали о круговороте углекислого газа и кислорода в атмосфере Земли. Судя по всему, они представляли, что сжигание древесины загрязняет окружающий воздух, в то время как растения способны компенсировать это выработкой кислорода.

О том, в каком далеком прошлом берет свое начало история лесного хозяйства, " Правда.Ру" побеседовала с ученым секретарем Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и механизации лесного хозяйства, кандидатом сельскохозяйственных наук Светланой Цареградской .

"Изученная история лесного хозяйства в мире, и в России в частности, охватывает сравнительно небольшой период времени – 300-350 лет, – говорит она. – В нашей стране инициатором реформ лесопользования стал Петр Великий: в 1703 году он ввел жесткое государственное регулирование лесных угодий по берегам рек, запретил рубку наиболее ценных корабельных пород деревьев, приказал привести в известность заповедные леса.

Личные амбиции уничтожили священные рощи майя
Личные амбиции уничтожили священные рощи майя

Для защиты корабельных рощ от бессистемных рубок Петр даже создал лесную стражу и специальную государственную службу.

Тем не менее, человечество издревле поклонялось живой природе, это играло важную роль в их повседневной жизни и культуре. Священные рощи, заповедные леса – все они существуют и в наше время, только под другими, более прозаичными названиям".

Читайте также на " Правде.Ру "

Автор Павел Урушев
Павел Урушев— редактор отдела науки интернет медиахолднга Правда.Ру
Обсудить