Тайны древних земледельцев Амазонии

До середины прошлого века ученые считали, что до появления в Южной Америке европейцев племена местных индейцев обитали в первобытных селениях. Сейчас же появляются свидетельства того, что на самом деле в Амазонии существовали более сложные сообщества, члены которых выкорчевывали девственные леса, превращая их в пашни и сажая фруктовые сады.

Обычного взгляда на лес, чтобы увидеть свидетельства человеческой деятельности, недостаточно, считает палеоэколог Кристал Макмайкл из Технологического института Флориды. Поэтому с 2007 года американка со своими коллегами настойчиво ищет признаки вмешательства древнего человека в экосистему озера Аяучи (Ayauchi). Здесь, в Эквадоре, обнаружены самые ранние следы выращивания маиса и зерновых культур в бассейне реки Амазонки. Их начали культивировать примерно 6 тысяч лет назад.

До середины прошлого века, исходя из известных науке фактов, ученые считали, что до появления в Южной Америке европейцев племена местных индейцев обитали в первобытных селениях. Затем появилась новая гипотеза о существовании в Амазонии более сложных сообществ, которые выкорчевывали девственные леса, превращая их в пашни и сажая фруктовые сады. По некоторым оценкам, доисторическое население бассейна реки Амазонки достигало 10 миллионов человек — огромная цифра, учитывая, что сегодняшнее население около 30 млн. Горячие споры продолжаются и поныне, утверждается в статье журнала Nature. Прошлогоднее заявление Макмайкл и ее коллег, предположивших, что аборигены редко проникали в самые отдаленные участки джунглей, подверглись резкой критике со стороны археологов.

Вопросы далеко не праздные, поскольку затрагивают щекотливую тему законного права на эту землю, с одной стороны, и утверждения экологов, с другой. Если допустить, что первобытное население Амазонии было невелико и вмешательство людей в природу минимальным, то можно предположить, что устойчивая экосистема будет меняться от любого воздействия со стороны человека. Например, в одной только Бразилии за последние четверть века была расчищена территория, превышающая площадь Германии. Если, напротив, в первобытной Амазонии всегда обитало огромное количество людей, которые активно вторгаясь в природу, не нанесли ей непоправимого ущерба своей деятельностью, то необходимо поощрять (даже в крупных масштабах) местные способы такого вмешательства, позволяющего человеку жить в гармонии с тропическим лесом.

В 1950-е годы часть американских археологов утверждала, что, несмотря на богатство флоры, почвы в Амазонской низменности не пригодны для выращивания сельскохозяйственных культур, и потому там не могли появиться очаги крупных цивилизаций. Такая гипотеза прекрасно вписывалась в старую колониальную парадигму, в соответствии с которой Амазония изображалась как безлюдные джунгли, открытые для заселения и эксплуатации. Несмотря на найденные американскими археологами фрагменты керамики, места захоронений и цепь защитных насыпей на острове Маражо (Marajó) в устье реки Амазонки, ученые продолжали считать, что эта культура оказалась недолговечной из-за бедности местной почвы.

Эту точку зрения начали опровергать в 1980-е годы, когда появились работы археолога Иллинойсского университета Анны Рузвельт. На острове Маражо она нашла остатки культуры, просуществовавшей почти тысячу лет (довольно длительный срок для опровержения версии о бедности региона) и исчезнувшую около 400 года н. э. В 1991 году Рузвельт опубликовала книгу, в которой подробно описала свою работу на острове.

Пока Рузвельт изучала культуру острова Маражо, антрополог Тулейнского университета из Нового Орлеана Уильям Бале жил в племени каапор (Ka'apor) на юго-востоке Амазонии. В 1993 году он документально подтвердил, что туземцы прекрасно знали джунгли и умело пользовались всеми их богатствами, поскольку возделывали тропический лес. Соседние со своими участки леса местные жители называли "дикими", из чего Бале сделал заключение, что некоторую часть ландшафта следует воспринимать как рукотворный фруктовый сад.

В восточной и центральной частях Амазонии исследователи находят порой черноземные почвы, или по-португальски terra preta, созданные, вероятно, благодаря подсечно-огневой системе земледелия. В 1990-х годах на западе Амазонской низменности были обнаружены загадочные котлованы и насыпи. К середине 2000-х годов среди ученого сообщества стало хорошим тоном считать, что первобытные люди Южной Америки освоили большие пространства Амазонии: строили дороги, возводили мосты, выращивали кукурузу и маниок (cassava), ухаживали за плантациями бананов и пальм. По мнению американских антропологов, такие общества ничем не отличались от малых и средних народов, населявших в 15-м столетии другие уголки планеты.

В июне 2012 года группа специалистов под руководством Кристал Макмайкл и Марка Буша из Флоридского технологического института опубликовала статью, в которой утверждалось, что более влажные леса западной и центральной Амазонии было заселены незначительно. Археологи собрали 247 образцов почвы из десятка разных мест и обнаружили во многих из них древесный уголь. Это явный признак разведения человеком костров, однако нигде не было найдено ни артефактов, ни чернозема. Культивирование маиса зафиксировано лишь в одном случае, да в паре других мест обнаружены следы травы — свидетельство расчистки земли.

Исходя из полученных фактов, Буш пришел к выводу, что некоторые ученые поспешили перенести данные о плотном заселении восточной Амазонии на весь бассейн. Специалисты остановились на "золотой середине", они уже не верят ни в полностью девственные леса, ни в чересчур активное вмешательство человека в природу. Критика также последовала с обеих сторон. Меггерс критиковала за признание доказательств существования крупных цивилизаций в восточной и центральной Амазонии. Однако большая часть коллег утверждала, что в своей работе исследователи слишком положились на пробы грунта, в которых могли не сохраниться признаки выращивания маниоки и прочих видов агролесоводства.

Ровно год назад специалисты из бразильского Национального института исследований Амазонии во главе с садоводом Чарльзом Клементом опубликовали статью о том, что люди никогда не оставляли в покое тропические леса. Полезные деревья, как пальмы, бразильский орех и другие, чаще растут по берегам рек, где высокая плотность населения. Учитывая, что многие из подобных растений обладают различными экологическими предпочтениями и не обязательно растут вместе, можно предположить, что это дело рук человеческих. Аргумент критиков этой теории таков: представьте себе, как выглядел бы лес в отсутствие человека.

Для критиков из любого лагеря камнем преткновения являются масштабы бассейна Амазонки. Чтобы добраться до самых дальних уголков теперь используют снимки из космоса. Согласно пока не опубликованным данным, залежи чернозема находятся скорее всего в тех местах, где листья поглощают питательные вещества и воду в особенно больших количествах. В соответствии с разработанной Макмайкл моделью, в которой используются такие экологические факторы, как расстояние от реки, возвышенности и тип леса, с большей долей вероятности можно предсказать наличие чернозема. Процент точных попаданий данной модели для сужения территории поиска чернозема достаточно высок и составляет 89 процентов. В соответствии с полученными результатами, чернозем занимает 3-4 процента площади бассейна. Ранее разброс был более широким от 0,1 до 10 процентов.

Первые люди в Амазонской низменности появились задолго до возникновения земледелия и несколько тысячелетий меняли облик джунглей охотясь и занимаясь собирательством. Появление людей в Амазонии совпадает по времени, а быть может и способствовало исчезновению мегафауны (мегатерии — гигантских ленивцев, близких родственников современных слонов и прочих) в конце последнего ледникового периода — около 12 тысяч лет назад.

Еще предстоит изучить, какое влияние оказала человеческая деятельность на лес, но сам факт существования в древности чернозема и посадок фруктовых "садов" говорит о том, что аборигены существовали в Амазонии задолго до появления цепной пилы и искусственных удобрений.

Читайте также в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить