История возникновения мощей катакомбных святых

Мощи святых – это кости в пышных одеждах?

Культура мощей катакомбных святых, что некогда была весьма распространена в Европе, сейчас является, пожалуй, наименее исследованной областью в истории Средневековья. И это несмотря на то, что подобных мощей во всех странах сохранилось достаточно много. Завеса тайны над этой культурой недавно приоткрылась благодаря уникальной книге Пола Кудунариса.

Искусствовед, автор нескольких книг и фотограф Пол Кудунарис (Paul Koudounaris) из Лос-Анджелеса за сходство с голливудским охотником за сокровищами и за свою неистребимую любовь к мощам получил от британских журналистов прозвище Индиана Боунс (Indiana Bones). Напомним, что английской словечко bones - означает не что иное как "кости", "скелет", "останки". Этот потомок греков из Александрии лукавит, что заворожен смертью не больше любого другого, хотя признается, что во время изучения истории искусства в Калифорнийском университете засматривался на гравюры с ведьмами, пока однокурсники "работали с Рембрандтом".

Читайте также: Таинственные места старушки Европы

Защитив докторскую, Пол Кудунарис отправился в путешествие по Восточной Европе. В небольшом городке на границе Германии и Чехии он зашел в одну церковь, спустился по лестнице и оказался в заполненном костями помещении. Некогда его остроумный соотечественник Марк Твен, посетивший капеллу смерти в церкви монастыря капуцинов в Риме, был потрясен, увидев "изящные арки, возведенные из берцовых костей… пирамиды, сложенные из ухмыляющихся черепов; причудливые строения из голеней и предплечий… виноградные лозы из скрепленных человеческих позвоночников с усиками из человеческих жил и сухожилий и цветами из коленных чашечек и ногтей". В итоге Пол тоже написал книги о подобных местах, объездив их все по всему миру.

Его бестселлер "Империя смерти" (The Empire of Death) — единственное в мире иллюстрированное издание, в котором рассказывается все об оссуариях или костницах. В изданной в этом году его новой книге "Священные тела: культовые сокровища и удивительные святые из катакомб" (Heavenly Bodies: Cult Treasures and Spectacular Saints from the Catacombs) он описывает долгий путь, проделанный мощами христианских святых от римских катакомб до алтарей в забытых богом уголках по всему миру.

Если ему верить, то американский доктор искусствоведения побывал и на горе Афон. "У каждой православной страны там есть монастырь, — процитировала Кудунариса британская Guardian. — Они разрисовывают черепа, чтобы различать кости монахов, причисленных к лику святых. Русские монахи на Афоне — Рембрандты в деле раскрашивания черепов. Мне очень захотелось сфотографировать эти черепа". Кудунарис пал на колени "перед старым настоятелем, похожим на Распутина", но тот дал отрицательный ответ.

"Я работал над очередной книгой, обследуя различные склепы, когда наткнулся на факт существования этих скелетов, — сообщает Кудунарис. — Чем больше я узнавал о них, тем настойчивее становилось мое желание поведать эту захватывающую историю широкой публике. После того, как они были найдены в римских катакомбах, власти Ватикана объявили их мучениками. Потом кости были сложены в ящики и отправлены куда-то на север, где скелеты были облачены в одежды и украшены драгоценными камнями, золотом и серебром.

Занимались этим, в основном, монахини. К останкам могли быть допущены только воцерковленные, поскольку миряне не могли иметь дело с мучениками. Важность их для Церкви определялась не духовными заслугами, которые были довольно сомнительны, но социальной значимостью. Они считались чудотворными и укрепляли связь людей с их городом. Это также укрепляло престиж города. Проходя по всем этим местам, фактически, совершая паломничество во все эти соборы на мощах, я постоянно испытывал одно чувство — чувство абсолютного безвременья. Безвременья и единства. Вот я стою и смотрю на прошлое — и в то же время я заглядываю в свое будущее. Все, что было, и все, что еще впереди, — все это соединено в каком-то неразрывном единстве".

31 мая 1578 года трудившиеся на местном винограднике рабочие заметили, что открывшийся под древнеримской Соляной дорогой — Via Salaria — провал ведет прямиком в катакомбы. Подземное помещение было забито бесчисленными скелетами, предположительно относящимся к первым трем столетиям появления христианства, когда новая религия еще была под запретом. По оценкам специалистов, вечный покой здесь обрели от 500 до 750 тысяч не только христиан, но также язычников и иудеев.

Впрочем, о вечном приюте говорить не приходится, поскольку католическая церковь поспешила объявить их останками мучеников из числа первых христиан. На севере Европы в 16-м столетии грянула Реформация и антикатолические настроения большинства населения, особенно в Германии, вылились в разгром многих церквей. Значительная часть священных реликвий была утрачена или уничтожена. Эксгумированные останки призваны были укрепить пошатнувшийся моральных дух паствы разграбленных приходов.

Мумии облачили в роскошные одежды, инкрустировав черепа золотом и унизав кости драгоценными каменьями. Процесс облачения покойников мог занимать до трех лет, в зависимости от количества работников похоронного цеха. По всей видимости этим делом занимались специально обученные монахини или монахи, которым при всей любви к своей работе порой не хватало элементарных знаний анатомии: некоторые косточки находятся не на своем месте. Все они постарались остаться анонимными и лишь в единичных случаях можно установить их имена. Некоторые из мумий декорированы на единый манер, и Кудунарис предполагает, что ими занимались одни и те же декораторы.

Останки непонятно каких безымянных героев особенно ценились на юге Германии — в эпицентре противостояния католиков с протестантами. Богачи приобретали мощи для приватных часовен, гильдии ремесленников и члены различных братств изыскивали средства в стремлении, например, приобрести себе нового патрона-покровителя.

Наиболее удачливыми оказывались люди, имевшие связи в самом Риме, пусть ими зачастую оказывались даже телохранители Папы. Магарычи, как тогда величали взятки, также неплохо содействовали процессу приобретения мощей. По мнению исследователя, Ватикан разослал тысячи реликвий, хотя трудно установить, сколько из них было полноценных скелетов, а сколько берцовых костей, черепов и ребер отдельно. В Германию, Австрию и Швейцарию, где осело большинство останков, было отправлено не менее двух тысяч полноценных скелетов, сообщает веб-ресурс smithsonianmag.com., со ссылкой на подсчеты Кудунариса.

Если рядом с останками удавалось обнаружить выгравированную литеру "М", то Святой престол признавал их принадлежавшими "мученику" от латинского слова martyr, хотя в действительности это могло быть первой буквой одного из самых распространенных в Древнем Риме мужских имен Marcus-Марк. Если поблизости находили сосуд с неким обезвоженным осадком, предполагали, что это кровь мученика, тогда как на самом деле у римлян было принято оставлять рядом с телом покойника ароматические вещества, точно также, как мы приносим на могилы цветы.

Церковь верит, что кости мучеников испускают золотистое сияние и источают слабый сладковатый запах, и впавшие в транс экстрасенсы, спустившись в туннели, указывали на скелеты с соответствующей аурой. После процедуры признания останков очередного "святого", Ватикан объявлял их принадлежащими христианскому мученику.

Даже в Риме находились скептики, не принимавшие на веру, что имеют дело с подлинными мощами мучеников, но паства принимала реликвии без колебаний, поскольку скелеты приходили с надлежащими сопроводительными документами, подписанными самим кардиналом-викарием Его Святейшества. Авторитет Ватикана не подлежал сомнению.

После того, как украшенное тело святого или святой покровительницы города выставляли на всеобщее обозрение в церкви, устраивался большой праздник. Судя по приходским книгам, первого ребенка, крещеного в этот торжественный день, нарекали именем мученика: мальчика, например, Валентином, а девочку — Валентиной. Зачастую половина родившихся в один год детей являлись тезками. При церквах заводили так называемые "книги чудес", в которые записывали добрые дела святого патрона города.

В частности, вскоре после того как в Гарс-на-Инне (Gars am Inn) прибыл святой Феликс, в этом городке Верхней Баварии случился пожар. Пламя уже грозило поглотить базарную площадь — хозяйственный центр городка, — как сильный ветер потушил разбушевавшийся огонь. Жители городка отблагодарили святого Феликса сотнями крошечных вотивных изображений сотворенных им чудес, включая исцеление больной, которые находятся рядом с останками святого, покоящихся в заброшенной часовне.

Цитируя Вольтера, Кудунарис пишет, что "поклонение мощам есть варварство, подобающее лишь вульгарным феодалам, их слабоумным женам и жестоким вассалам". В конце XVIII века германский король и император Священной Римской империи Иосиф II издал в духе Просвещения указ о том, чтобы изъять из церквей все реликвии, происхождение которых не подтверждено должным образом.

Читайте также: Как распеленать мумию без ущерба для мумии

Лишившись прежнего статуса, "катакомбные святые", с которых предварительно содрали пышное облачение и драгоценности, частично оказались запертыми в ящиках или гнили в подвалах. Для большинства прихожан случившееся стало настоящей трагедией. Европа только начинала свой путь на Голгофу дехристианизации и скатывания в язычество, так и не заразившись, но крепко переболев масонскими идеалами Просвещения.

Часть мумий пережила эпоху чисток, а некоторые экземпляры по-прежнему выставлены на всеобщее обозрение. Самая большая коллекция, состоящая из десяти полноценных скелетов, находится в базилике баварского города Вальдзассен (Waldsassen), а мощи одной из первохристианских мучениц святой Мундиции, долгое время хранившиеся в римских катакомбах святой Кириаки, сейчас покоятся на бархатном ложе в мюнхенской церкви святого Петра.

Однако мощи или останки (кому как нравится), которые представляют собой образцы европейского искусства и место которым в музеях, продолжают бесследно исчезать и в наше время.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить