В далекой древности кузнечики пели... басом

Юрские кузнечики подражали Шаляпину

Недавно палеонтологам из Бристольского университета удалось послушать концерт, который устраивали кузнечики 165 миллионов лет тому назад. Нет, речь идет вовсе не о путешествии во времени. Просто ученые нашли фрагменты голосового аппарата этих насекомых и смогли реконструировать их песни. Оказалось, что в далеком юрском периоде кузнечики пели басом.

Следует заметить, что реконструкции палеонтологов позволяют достаточно много узнать о том, каким был мир в стародавние времена. Внешний вид живых существ по скелету можно восстановить весьма точно. А по остаткам пигмента в покровах легко догадаться об окраске животного. Химический же анализ органики, "застрявшей" в породе, дает представление о запахах, которые вдыхали или испускали доисторические существа.

Но вот чего никто не знает наверняка, так это то, какие звуки они издавали. Голосовые аппараты позвоночных и беспозвоночных животных практически не сохраняются, поскольку состоят в основном из мягких тканей. Поэтому можно смело сказать, что все ужасные скрипы, визги, писки и рев, который издают динозавры в научно-популярных фильмах придуманы их звукорежиссерами (или присвоены динозаврам по аналогии со "звучанием" современных рептилий).

Читайте также: Ученые нашли детский сад юрского периода

Итак, как вы понимаете, послушать "музыку природы" минувших дней практически невозможно. Впрочем, иногда это все же удается. Например, палеонтолог Фернандо Монтеалегре-Сапата из Бристольского университета (Великобритания) и его коллеги смогли расшифровать "песни" кузнечика Archabollus musicus, жившего в далеком юрском периоде

Это насекомое было найдено исследователями на севере Китая, в известняках того времени. Собственно говоря, ученым остался лишь отпечаток задней части тела насекомого и его крыльев — палеонтологи не смогли даже увидеть артиста "в лицо". Однако этого хватило для того, чтобы понять, какие звуки мог издавать юрский певец.

Дело в том, что кузнечики, сверчки, кобылки и ряд других существ музицируют, потирая одной зазубренной частью тела о другую. Причем сверчки трут крылом о крыло, а кузнечики — бедром ноги о внешний край крыла (поверхность которого покрыта зубчиками). Так вот, по этим зубчикам можно определить, прост или сложен издаваемый звук и на какой частоте "работал" данный музыкальный аппарат.

Палеонтологи провели тщательный анализ фрагментов крыла и выяснили, что древние кузнечики пели на одной частоте — около 6,4 кГц. Это значение примерно наполовину ниже по сравнению с современными кузнечиками, но в пределах тона нынешних сверчков (которые более "басовитые"). И, судя по тому, что зубчиков было немного и они были одинаковые, пение юрских кузнечиков было достаточно однообразным. Кроме того, Archabollus musicus, видимо, издавал достаточно короткие трели, хотя и громкие.

Этот одночастотный сигнал, каждая "нота" которого длилась лишь 16 миллисекунд, скорее всего, помогал кузнечикам быстро находить представителей своего вида в той какофонии, что наполняла первобытные леса, и одновременно оставаться в безопасности. Дело в том, что звук на такой частоте слышно довольно далеко, и, в то же время, хищнику нелегко определить его источник. Палеонтологи предположили, что, поскольку все современные кузнечики, поющие в одной тональности, активны ночью, то, видимо, и Archabollus musicus устраивал свои "концерты" исключительно в темное время суток.

Возможно, оно и правильно — судя по тому, какие ужасные существа обитали в те времена рядом с ним. И это были отнюдь не динозавры — те, скорее всего, вообще не обращали внимания на маленького кузнечика. И не лягушки- "прожорливые брюшки", которые в те времена были в основном водными существами. Это были саламандры, которые тогда являлись основными потребителями ночных насекомых.

В тех же отложениях из местечка Даухугоу палеонтологи из Китайской академии наук обнаружили останки саламандр видов Jeholotriton paradoxus, Chunerpeton tianyiensis, а также Liaoxitriton daohugouensis. Все они похожи на современных представителей данной группы, и отличаются от них в основном лишь более крупными размерами. В отложениях было найдено множество хорошо сохранившихся скелетов и даже отпечатков мягких тканей (глаз, жабр, кожи, хвостового оперения).

Но вот что интересно, из более чем 600 образцов хвостатых земноводных сохранились два экземпляра Jeholotriton paradoxus и один Chunerpeton tianyiensis, чьи желудки были просто набиты ракообразными и насекомыми (это, кстати, тоже большая удача — содержимое желудков сохраняется еще реже, чем голосовые аппараты). Останки принадлежали личинкам амфибий, которые обитали исключительно в воде.

Взрослые же саламандры этих видов, согласно данным палеонтологов, вели сухопутный образ жизни. Следовательно, у неосторожного или чрезвычайно крикливого Archabollus musicus было много шансов превратиться из "ресторанного музыканта" в блюдо из меню этих безжалостных хищников. Причем, судя по останкам, представители данных видов достаточно хорошо бегали и прыгали. И обладали весьма тонким слухом.

Читайте также:Дьявольская жаба — гроза динозавров

Итак, как видите, даже в далеком юрском периоде ночную тьму лесов также, как и сейчас, пронизывало робкое пение кузнечиков. И также, как и в нынешние времена, судьба певцов временами была весьма трагичной. Ведь специфическое "прожорливое брюшко" характерно для каждой эпохи из истории Земли…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить