Норманнская теория в части основания Москвы получила новые доказательства

Москву основали скандинавы

Где находится самое древнее место нашей столицы — то самое, где впервые стали селиться люди? Сотрудники Института археологии РАН — доктор исторических наук Леонид Беляев и кандидат исторических наук Николай Кренке — считают, что так называемая норманнская теория, вскользь упоминающаяся в учебниках истории, имеет под собой весомые основания.

Сначала древнейшее поселение пытались искать на месте Кремля. Но потом исследования привели историков в Свято-Данилов монастырь. Когда-то эта обитель располагалась на большом высоком мысу при впадении в Москву-реку ручья, в четырех километрах от Кремля. Шли века, люди осваивали местность, мыс сгладился и стал практически незаметен. Ручей "заковали" в трубу.

В 1982 году комплекс Свято-Данилова монастыря был передан Русской православной церкви. В это время на территории обители стали проводить раскопки, которые привели к нескольким интересным находкам. Так, под монастырем был обнаружен культурный слой поселения X-XII веков. Датировку удалось сделать благодаря найденной на месте лепной керамике. Собственно, начало истории нашего стольного града относят именно к этому времени. Мало того, при раскопках в Церкви Воскресения Словущего в Даниловской слободе, которая расположена за территорией монастыря, обнаружили тот же культурный слой X-XII веков. Площадь предполагаемого поселения, таким образом, составила около 200 квадратных метров. А возникло оно в бассейне Москвы-реки в конце первого или в начале второго века нашей эры. Это подтверждает теорию отечественных историков о том, что к началу второго тысячелетия берега Москвы-реки являлись вполне обжитым местом.

Вернуться к исследованиям удалось лишь в 2007 году. Помог случай. Представители Русской православной церкви обратились к ученым с просьбой найти место упокоения весьма почитаемого архиепископа Никифора Феотокиса. Во время раскопок удалось обнаружить керамику первых поселенцев Москвы.

Находки были датированы раннежелезным периодом, то есть III-IV веками до нашей эры. Керамика принадлежит так называемым дьяковцам, финно-угорскому народу, некогда образовавшему здесь самое большое из всех существующих на территории Первопрестольной городищ. Видимо, это было центральное поселение. В пользу этой версии говорит и то, что в окрестностях найдено множество кладов дирхемов — восточных монет, очевидно, служивших первым москвичам международной "валютой"…

К тому же Даниловское городище было дольше всех заселено людьми. Даже на территории Кремля самые ранние находки датируются второй половиной XII столетия. Интересно также, что и Церковное управление округой — архимандрития — находилось до 1300 года не в Кремле, а как раз здесь, в Свято-Даниловом монастыре! Только в 1330 году московский князь Иван Калита решился перевести монастырь в Кремль, а территория Свято-Даниловской обители постепенно стала погружаться в забвение. Потом ее постигла печальная участь полного запустения.

Но это еще не все. Самая ранняя керамика, обнаруженная в районе монастыря, характерна для скандинавов. Ближе всего к ней керамика со Старой Ладоги времен первых поселенцев, найденная на Рюриковом городище. В указанную эпоху там проживала скандинавская дружина. Поиски скандинавского влияния среди археологических находок в древнем Новгороде не увенчались успехом. Ученые считают, что ареал распространения керамики точно совпадает с путями миграции скандинавов на европейский север России. Эта керамика была довольно неказистой и так как вряд ли являлась предметом торга, то может служить точным "маркером" мест стоянок или длительного проживания скандинавских племен. Ведь местные умельцы сами лепили ее для домашнего употребления.

Подтверждением тому, что первыми жителями будущей столицы стали именно скандинавы, служат и находки типичных скандинавских фибул — фигурных металлических застежек для одежды, найденных под Звенигородом и относящихся к Х веку. Обычно фибулы изготавливали местные мастера. Были они обнаружены и на территории Кремля: клад XI-XIII веков содержал серию скандинавских подвесок, браслетов и фибул XI века. Получается, жители Москвы на протяжении нескольких поколений бережно хранили "фамильные" украшения, самые ранние образцы которых были скандинавскими.

Ближе всего к найденным в Свято-Даниловом монастыре артефактам оказались украшения с острова Готленд в Швеции. Более поздние образцы представляют собой типичные для Владимиро-Суздальской Руси ювелирные изделия.

Скорее всего, некоторое количество скандинавских поселенцев действительно проживали в Даниловском поселении, а впоследствии и в Кремле, и принимали активное участие в становлении молодого тогда Московского княжества. Потом скандинавская ветвь переплелась с другими этносами, включая славян и угро-финнов. Эта многонациональная среда, объединенная общей территорией, стала основой долгого могущества Великой Руси.

Читайте также:

Алтайская принцесса оказалась европейкой

Дольмены Новороссийска и маг Заратустра

Земля уже пережила ядерную войну

Колыбель человечества была не в Африке

Мумии придуманы не фараонами

Автор Елена Гимадиева
Елена Гимадиева — журналист, главный редактор