Рыцари подвергались психологическим стрессам

Рыцарей спасала вера в Христа

Изучая средневековое рыцарство, один историк посчитал, что отважные воины прошлого подвергались психологическим стрессам, как и современные солдаты. Раны, боль и смерть товарищей по оружию точно так же трогали души закованных в броню всадников, как и их нынешних последователей, нанося душевные травмы. Однако не все согласны с этим предположением.

В книгах и кинофильмах рыцарей порой изображают хладнокровными и бесстрашными убийцами, которым не знакома жалость и прочие человеческие чувства. Закованные в латы, с опущенными на лица забралами шлемов, они более чем похожи на предназначенные для убийства автоматы, потому что предстают перед нами безликой массой. А у толпы нет чувств, как их нет у смертоносных природных явлений — грозы, лавины или урагана.

Медиевистика уже способствовала искоренению такого нелепого представления о рыцарях, как о "рыцарях без страха и упрека". В каждом представителе рыцарства дети готовы были видеть благородного Баярда, мужественного Айвенго или справедливого Ричарда Львиное Сердце. Хотя в романе Вальтера Скотта упоминались и рыцари-негодяи, хотелось верить, что это отрыжка рыцарства, а не его нутро. Однако историки расставили все по своим местам: в большинстве своем рыцари были неграмотными мужланами, пирующими в промежутках между боями и проводящими свой досуг в незамысловатых затеях, вроде охоты и потравы соседских полей.

Датский историк-медиевист Томас Хеебёль-Хольм (Thomas Heebøll-Holm) из Копенгагенского университета поставил под сомнение распространенное мнение о рыцарях, которые якобы грабили и убивали исключительно по прихоти и ради собственного развлечения. На датском интернет-портале videnskab.dk опубликована аргументированная точка зрения специалиста по Средним векам, что отдельные рыцари точно так же страдали от издержек своей профессии, как это происходит с современными участниками боевых действий.

Читайте также: Мельница мифов: Синяя Борода

Ужасы войны, пытки, насилие и прочие "прелести", сопутствующие боевым действиям, могут привести к появлению у человека посттравматического стрессового расстройства, которое проявляется повторяющимся и навязчивым воспроизведением в сознании травмирующего психику события. Стресс сопровождается воспоминаниями о пережитых ужасах, кошмарами, депрессией и гиперактивностью.

Если средневековый рыцарь был подвержен такому же синдрому, то как он с ним справлялся? Ведь такое понятие как психологическая помощь пришло в нашу жизнь намного позже. Может быть, и психические отклонения на сексуальной почве у храброго маршала Жиля де Рэ — сподвижника Орлеанской Девственницы и прообраза Синей бороды — имели своим истоком его активное участие в кровавых сражениях.

Историк-медиевист Томас Хеебель-Хольм, как специалист по западноевропейскому Средневековью, проанализировал три документа XIV века, вышедших из-под пера французского рыцаря Жофруа де Шарни (Geoffroi de Charny), жившего во время Столетней войны. Вместе со своей второй супругой Жанной де Вержи (Jeanne de Vergy) он был первым достоверно известным владельцем плата с ликом Христа — Sacra Sindone - именуемого также Туринской плащаницей.

Французский король Иоанн или Жан II, по прозвищу Добрый, рассматривал де Шарни как человека, способного поддержать его при основании ордена Звезды, основанного 6 января 1352 года. Знак Ордена — белая Звезда в красной оправе, над которой изображен красного цвета Лук с девизом Ордена: Monstrant Regibus Astra Riam - "Звезды указывают путь королям". Для нового рыцарского ордена де Шарни разработал устав. Этот рыцарский орден должен был служить не в последнюю очередь для обновления французского рыцарства после поражений прошедших лет. Однако орден просуществовал крайне мало. Фактически он перестал существовать уже в 1356 году, прежде чем в 1364 году был официально распущен.

Еще до создания устава ордена Звезды, де Шарни изложил свое понимание рыцарского идеала в написанной на старофранцузском языке Le livre de Chevalerie - "Книге рыцарства". До наших дней сохранилось всего два экземпляра этой книги, вероятно, написанной во время плена в 1350 и 1351 годах. Книга должна была служить практическим руководством для рыцарей. Наряду с правилами поведения на войне, в ней имелись указания по придворному этикету. Кроме того, она должна была пропагандировать идеалы рыцарства. В своей книге он так описывал типичный идеал рыцаря: "Чего рыцарь может требовать больше, чем достиг Иуда Маккавей, спорщик у Бога: славы в этом мире и спасения в потустороннем".

На эти прежде тщательно изученные его коллегами тексты Хеебёль-Хольм взглянул под другим углом зрения. И, как ему показалось, нашел в Le livre de Chevalerie несколько подтверждающих его точку зрения строк. Несмотря на то, что сам де Шарни не выказывает симптомов психологического срыва, он опасается за душевное здоровье других рыцарей.

Американский историк Ричард Кеюпер (Richard Kaeuper), автор многочисленных работ по истории рыцарства, в том числе и комментатор "Книги рыцарства" Жоффруа де Шарни, отмечает, что летописцы не брезговали реалистичным описанием тяжелых и отвратительных сторон быта рыцарей. О том, как их выворачивает при виде крови, и как они поддерживают руками вывалившиеся внутренности. Один хронист упоминает некоего рыцаря из Кастилии, которому в первом же сражении перебили арбалетным болтом нос. Другой вспоминает витязя, которому разорвали рот мечом. И при этом постоянные ламентации на скверную пищу, бытовые неудобства и беспрестанные схватки с врагами.

Однако, по мнению американского историка из Рочестерского университета, сами участники баталий не подвергали себя психологическому самоанализу. По крайней мере, в написанных ими документах таких свидетельств не обнаружено. Их описания можно свести к безыскусному повествованию о том, как все было на самом деле, либо к советам своим товарищам по оружию. Некорректно анализировать их поведение с современной точки зрения.

Читайте также: Рыцарские доспехи: защита или обуза

Самое важное отличие между нами в том, что средневековые рыцари воспитывались в аристократических семьях, принадлежавших к элите военного сословия. С самого раннего детства им внушали религиозные ценности, и они были готовы умереть за Христа. В отличие от нынешних гражданских лиц, которых рекрутируют по набору, вырывая из привычной комфортной жизни, чтобы резко погрузить в мир жестокости и увечий.

Читайте также в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить