Стоунхендж становится ближе к разгадке

Ученые продолжают попытки проникнуть в тайны знаменитого Стоунхенджа. К концу марта должно завершиться сканирование всех каменных монолитов специальным лазерным оборудованием. В ходе сканирования сделают самую точную цифровую модель этого мегалитического сооружения. Его размеры и малейшие неровности на поверхности будут измерены с точностью до 0,5 миллиметра. По- настоящему этот памятник еще не изучали. 

Предыдущий портрет Стоунхенджа сделали в 1993 году путем фотографирования. Выявленные им детали были не были мельче двух сантиметров. Большая часть образцов древнего наскального искусства и относительно современные граффити не видны невооруженным глазом из-за того, что покрыты лишайником.

Группа исследователей из правительственной организации English Heritage ("Английское наследие") под руководством археолога Дэйва Бэчлора, которая занимается оцифровкой Стоунхенджа, предлагает открыть для посетителей новый центр стоимостью около 25 миллионов фунтов стерлингов и закрыть часть шоссе, которое проходит всего в нескольких метрах от "подвешенных камней" (так переводится с древнеанглийского языка "Стоунхендж").

"Новое исследование позволит собрать гораздо больше информации о памятнике и окружающем его ландшафте", — приводит слова главы отдела геодезической съемки "Английского наследия" Пола Брайана русская служба BBC.

Читайте также: На Кавказе обнаружили Стоунхендж

Из государственного бюджета на этот проект выделяется недостаточно сумм, а потому работы по оцифровке памятника, включенного во Всемирное наследие ЮНЕСКО, должны подогреть интерес в обществе. Тем более что все чаще стала появляться информация о том, что Стоунхендж находится в числе самых разочаровывающих достопримечательностей Великобритании для туристов. Нет, мистически настроенные граждане стекаются сюда со всех концов света, и пилигримы собираются, чтобы отметить день летнего солнцестояния. А вот рядовой турист, глядя на груду гигантских камней, испытывает разочарование. Впрочем, не только в Стоунхендже, но и, например, в центре Рима — на тоже знаменитом Форуме. Человеку с улицы скучно на улице без адреналина или его заменителей.

Фото: AP

Возможно, скоро нам предстоит узнать, кому принадлежит надпись Wren. Считается, что в XVII столетии ее вырезал создатель лондонского собора Святого Павла — архитектор Кристофер Рен. Неподалеку от места, которое некоторые исследователи считают капищем друидов, находился дом семейства Рен. Но есть вопросы и поинтересней. Откуда родом мегалиты и как их перевозили в Стоунхендж? Если о времени возведения постройки, месте каменоломни и способе транспортировки кое-что уже известно, то в графе "строители" стоит абсолютный прочерк.

С 1920-х годов существует мнение, что пятнистый долерит (из этого близкого родственника базальта часть камней Стоунхенджа) происходит из горного района Пресли-хиллс, что на севере Пембрукшира. Однако до сих пор не существовало убедительных данных о родине редких песчаников и риолитов. В начале этого года трое британских ученых предложили очередную версию, по которой один из типов риолита из валлийских земель оказался на месте строительства Стоунхенджа. Новейшие исследования опровергают теорию о том, что древние люди перевезли каменные монолиты при помощи тягловой силы или сплавляли их по реке. Пока осторожно высказывается такая версия: камни были перемещены ледниковыми массами в последний период оледенения.

Напомним, Стоунхендж состоит из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков весом по 25 тонн и пяти трилитов, масса которых достигает 50 тонн.

Памятником интересовались на протяжении всей письменной истории человечества, а вот по-настоящему изучать его начали относительно недавно. Легенды сменились научными разработками, связанными в основном с датировкой его возведения. В 1802 году Уильям Каннингтон (1754—1810) раскопал примерно двести курганов вокруг Стоунхенджа, а также изучил его центральную часть. Кроме нескольких находок доисторической керамики, эта попытка результатов не дала. За оставшиеся до смерти годы исследователь, однако, сумел установить главное — постройка Стоунхенджа относится к доримскому периоду.

В 1877 году Фландерс Петри, который впоследствии занимался систематическими археологическими раскопками в Египте, выполнил точную геодезическую съемку сохранившихся камней и нанес их положение на план местности с точностью до десятой доли дюйма. Петри занимался также и датировкой Стоунхенджа. Наблюдая восход солнца над Пяточным камнем в день летнего солнцестояния через Большой Трилитон, он предположил, что мегалитическое сооружение появилось в 730 году нашей эры, поскольку именно в этот период все три точки должны были находиться на одной линии. Выходило, что строителями Стоунхенджа были саксы. Но Петри настолько увлекся своей астрономической находкой, что демонстративно игнорировал немногочисленные археологические артефакты.

В 1901 году профессор Уильям Голанд (William Gowland) на основе изучения камня № 56 первым назвал более приемлемую дату постройки Стоунхенджа — приблизительно 1800 год до нашей эры. В 1918 году Стоунхендж был взят под эгиду государства, что делало возможным предпринять крупные раскопки на его территории. Опытный археолог полковник Уильям Хоули возглавил работы и приступил к осуществлению семилетнего проекта. К несчастью, столь крупное предприятие получило крошечный бюджет, и Хоули часто приходилось работать в одиночку. Несмотря на отдельные удачи, серьезные археологи весьма критично смотрят на проделанную колонелем работу.

Затем профессор Ричард Аткинсон из Кардиффского университета в 1950-е годы на основе записей Хоули составил итоговый отчет. Аткинсон представил свою интерпретацию возраста Стоунхенджа, датировав его примерно 1500 годом до нашей эры. Поздний бронзовый век.

Только в 1995 году группа исследователей, возглавляемая доктором Россом Клиэлом из музея Эйвбери, наконец предоставила хронологию строительства Стоунхенджа.

Будем надеяться на удачу. Дай-то Бог, чтобы новые исследования как можно чаще опровергали, а не подтверждали мысль, высказанную британским археологом Кристофером Чиппинделом, автором книги об этом историческом памятнике: "Многое из того, что было написано о Стоунхендже выдумано, вторично или попросту является неправдой".

Может быть, откроется нечто новое о кинжале, который в июле 1955 года сфотографировал Ричард Аткинсон. На одном из сарсенов в подковообразном построении им были замечены размытый абрис вырезанного в камне изображения кинжала. Кинжал казался похожим не на холодное оружие древних бриттов, а на смертоносное орудие микенской цивилизации древнего Средиземноморья. Похожие кинжалы относились примерно к XV веку до нашей эры. Аткинсон тогда предположил, что Стоунхендж возвели под влиянием микенской культуры, так как методы, использованные при его постройке, превосходили возможности доисторических жителей Британских островов.

 Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Потом – выезд? Въезд в Москву хотят сделать платным
"Мы в рай, а они сдохнут": Путин рассказал о ядерной войне
Трагедия в Керчи - страх и месть: анализ антрополога
Трагедия в Керчи: в глобализации ли дело?
Трагедия в Керчи: в глобализации ли дело?
"Мы в рай, а они сдохнут": Путин рассказал о ядерной войне
"Мы в рай, а они сдохнут": Путин рассказал о ядерной войне
За реальное изнасилование можно ответить условно
США поклялись душить Россию санкциями ежемесячно
За реальное изнасилование можно ответить условно
Как Египет сделал то, чего не может сделать Россия
Кремль назвал условие переноса столиц
Кремль назвал условие переноса столиц
Трагедия в Керчи: в глобализации ли дело?
Трагедия в Керчи: в глобализации ли дело?
Прорыва не будет: по беднеющему народу бьют налоги и санкции
США поклялись душить Россию санкциями ежемесячно
США поклялись душить Россию санкциями ежемесячно
Трагедия в Керчи: в глобализации ли дело?
Трагедия в Керчи: в глобализации ли дело?
Трагедия в Керчи: в глобализации ли дело?