Мумии прольют свет на историю Западной Сибири

Археологический комплекс "Зеленый Яр" — единственное место на севере Западной Сибири, где были обнаружены мумифицированные останки людей. Одной из сенсаций стала находка берестяного кокона с мумифицированными останками ребенка внутри. Ученые датируют захоронение тринадцатым веком нашей эры. Сейчас проводятся лабораторные исследования останков.

Этот археологический памятник расположен в 20 километрах к югу от Северного полярного круга. Всего здесь были обнаружены 34 неглубоких могилы, а в них — 11 тел разной степени сохранности, некоторые из них с разбитыми черепами. Что это — ритуальная трепанация? Или все погибшие были умерщвлены в результате жертвоприношения?

Пять мумий были тщательно укрыты шкурами бобра, росомахи и оленя. Среди них — тела девочки и троих мальчиков. Лица всех похороненных закрывали маски из листовой меди. А тело рыжеволосого мужчины буквально с головы до ног было закрыто медными пластинами. Его статус подчеркивался артефактами, положенными в могилу — железным топором и бронзовой пряжкой, выполненной в виде головы медведя.

На месте захоронения были найдены замысловатые бронзовые чаши, явно привозные, что дает ученым основание рассматривать возможность сообщения и торговых связей между сибиряками и жителями далекой Персии, где были изготовлены эти сосуды.

Исследование генетиками митохондриальных ДНК мумий показало, что те соответствуют ДНК современных народов, населяющих Западную Сибирь. Как известно, многие представители этих народностей имеют смешанный (переходный) тип лица, нечто среднее между монголоидом и европейцем. В последнее время ученые приходят к выводу, что некогда существовал прототип человека, общий для обеих ветвей. Потомки этих людей впоследствии разделились на две расы.

Для захоронения древние жители этих мест часто использовали бересту, гроб представлял собой короб, обложенный сверху деревом. Обычно возле головы усопшего укладывали сфагнум — мох с ярко выраженными дезинфицирующими свойствами. По-видимому, это способствовало сохранности останков.

Тела многократно укутывали в мех, который со временем истлевал. В его складках были обнаружены различные изделия: медные пластинки и фрагменты цепочек, железные ножи с бронзовой рукояткой, гривны… Ноги мумий покоились на оленьей шкуре.

В некоторых детских погребениях лежали височные подвески в форме калача, выполненные из бронзы. Ноги покойных были обуты в сапожки из оленьего меха, а под пятки уложены медные пластинки.

Особый интерес исследователей вызвало захоронение мужчины, погребенного в лодке-саркофаге. Его полностью укрыли тонким мехом. На голову одели большую шапку из меха росомахи. Медным конусом мех скреплялся у стоп. Под меховыми слоями тело от ключиц до колен защищали медные пластины. Лицо также закрывала медь. У изголовья находилось кольцо.

Но больше всего заинтересовала археологов мумия мальчика возрастом около 700 лет. Кто-то из близких бережно укутал тело берестой, затем покрывалом из мягкого меха. Медные пластины, скрепленные кожаными шнурами, покрывали лицо, область груди, живота и бедер. Следующий слой также был выполнен из меха, но уже жесткого, с длинным остевым волосом.

Между слоями меха были положены бронзовые изделия — топорик и украшение с изображением медведя. А в изголовье расположили серебряные кольца. Куски меди, по мнению исследователей, были отрезаны от котла, в котором готовили пищу. Металлические пластины скрепили ремнями из кожи.

Археологи считают, что переход из нашего мира в царство мертвых представлялся древним аборигенам в виде огромного котла. Чередование специально обработанной бересты и меди одновременно имело сакральный смысл и преследовало практическую цель — остановить тление и вкупе с вечной мерзлотой создать условия для естественной мумификации…

Что же касается берестяного кокона, то, по-видимому, древние сибиряки сперва вымачивали березовую кору, а затем жевали ее. В результате получался материал, очень устойчивый как к морозам, так и к воздействию времени. Может быть, благодаря такой архаичной "упаковке" погребения и сохранялись так хорошо.

Точно сказать, к какому сословию принадлежал мальчик, довольно сложно, но сопутствующие артефакты указывают на то, что он принадлежал к уважаемому роду — возможно, приходился сыном вождю. Недаром рядом с ним был положен железный топорик. В то время процедура плавления железа была делом нелегким, и для рядового члена племени так бы стараться не стали. Это была привилегия воина, потомка династии… Древняя мумия, как и многие другие, несет в себе отголоски давней истории Сибири, той части российской земли, о которой мы пока знаем не так много…

Автор Елена Гимадиева
Елена Гимадиева — журналист, главный редактор