Древняя скорпионница притворялась листом гинкго

Ученые раскусили притворщицу из мезозоя

Китайские палеонтологи, рассматривая листья дерева гинкго, что произрастало в Поднебесной в провинции Цзюлуншань в конце средней юры (170 миллионов лет назад), обнаружили на ветке отпечатки весьма необычного насекомого. При внимательном рассмотрении оно оказалось скорпионницей, маскирующейся под древесный лист для того, чтобы не быть съеденной.

До сих пор считалось, что насекомые стали маскироваться под растения только в середине мелового периода — то есть тогда, когда цветковые растения уже завоевали сухопутные экосистемы. Чаще всего они имитировали цветок (можно найти немало примеров среди бабочек, которые по окраске и форме крыльев похожи на цветы, которые они и опыляют), но иногда присутствует имитация листа (бабочка Kallima buxtoni ) или даже голой ветки (палочники Phasmatodea).

Чаще всего ученые объясняют это тем, что именно с появлением цветковых растений сформировались группы насекомых, постоянно связанных с ними пищевыми и территориальными взаимоотношениями (у голосеменных мягких тканей мало и есть там практически нечего). Ну, а раз насекомое стало достаточно много времени проводить на растении, то имеет смысл маскироваться именно под его орган — вдруг хищник не заметит. Кроме того, имитация бабочками цветов имеет значение при размножении — любой самец, увидев что-то напоминающее его "стол и дом", устремится к этому месту, но, встретив вместо еды прекрасную даму, не будет особенно разочарован.

Читайте также: Юрские кузнечики подражали Шаляпину

Что касается предшествующих эпох, то отсутствие имитаторов объясняется учеными достаточно слабой связью насекомых и растений в те времена. Насекомые тогда поедали только опад, а также грызли корни и генеративные органы растений. Именно тем, кто предпочитал последнее блюдо, и имело смысл хоть как-то имитировать части растения — ведь они проводили на зеленых великанах больше времени, чем все остальные шестиногие вредители.

Ученые давно предполагали, что таковые должны были в изобилии встречаться среди представителей отрядов сетчатокрылых (Neuroptera) и скорпионниц (Mecoptera). Сейчас насекомые из этих групп в основном хищничают, однако в далекие времена среди них было немало и фитофагов. Большинство из них специализировались как раз на поедании генеративных органов древних голосеменных, а вымерли они тогда, когда растения, что давали им "и стол, и дом", исчезли с лица Земли.

Тем не менее, до последнего времени эта версия имела теоретический характер, поскольку доказательств в виде останков подобных насекомых ученые не находили. Однако недавно китайский палеонтолог Ван Юн Цзе, рассматривая листья дерева гинкго Yimaia capituliformis, что произрастало в Поднебесной в конце средней юры (около 170 миллионов лет назад) из провинции Цзюлуншань на северо-востоке Внутренней Монголии, обнаружил на ветке отпечатки весьма необычного насекомого. При внимательном рассмотрении оно оказалось скорпионницей, которую ученые назвали Juracimbrophlebia ginkgofolia.

Палеонтолог обратил внимание на одну интересную деталь — если бы данное насекомое полностью развернуло крылья, оно выглядело бы в точности как многолопастный лист дерева гинкго. Отличить его от последнего вряд ли смог бы даже самый зоркий хищник. Позже г-н Ван и его коллеги подсчитали, что на эти деревья и другие растения с аналогичными листьями приходилось 12,4 процента видов флоры в исследуемом районе. Поэтому насекомым имело смысл подражать именно им.

В то же время, по всей видимости, скорпионницу связывала с деревом данного вида устойчивая пищевая связь. Об этом говорит то, что когда Y. capituliformis исчез — это произошло 166 миллионов лет тому назад в начале мелового периода, то и J. ginkgofolia тоже вымерла. Такое обычно бывает с весьма узкоспециализированными видами — из-за особенностей своего строения они не могут перейти на другую еду. И, судя по всему, скорпионница как раз питалась генеративными органами гинкго — такой рацион весьма специализирован.

Однако зачем же данному насекомому потребовалось выдавать себя за древесный листок? Доктор Ван считает, что произошло это потому, что J. ginkgofolia был крупным насекомым со слабыми конечностями и крыльями. То есть скрыться от хищника ему было сложно, а крупное тело делало скорпионницу заметной. Поэтому-то и пришлось прибегнуть к мимикрии. Кстати, подобную стратегию сейчас используют палочники — ведь они тоже весьма крупные и достаточно малоподвижные насекомые, поэтому им легче прятаться, чем убегать.

Читайте также: Птерозавры помогли цветам завоевать мир

Данная находка подтверждает гипотезу о том, что насекомые начали подражать растениям еще задолго до появления покрытосеменных с их яркими цветами. Впрочем, сейчас этих древних имитаторов практически не осталось — они вымерли вслед за царями мезозойской флоры. Поэтому-то среди скорпионниц, доживших до наших дней, таковых уже нет — растительная пища их больше не привлекает. Да и гингко нынче распространены не так, как когда-то…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить