На Южном Урале обнаружены изображения, сравнимые с рисунками в пустыне Наска

На Южном Урале найден загадочный геоглиф

Зря мы подшучивали над любителями, которые при помощи изучения снимков Google всерьез пытаются заниматься археологией. Они смогли обнаружить на территории Южного Урала загадочные изображения на земле, сравнимые с рисунками в пустыне Наска. Подобно другим загадочным зооморфным фигурам, эти изображения тоже ставят больше вопросов, чем дают ответов.

На террасе юго-восточного склона хребта Зюраткуль в Саткинском районе Челябинской области обнаружен не имеющий аналогов в России геоглиф, изображающий копытное животное. Местный краевед Александр Шестаков, изучив космические снимки, размещенные в программе Google, обнаружил наземный рисунок на высоте примерно 860 метров над уровнем моря. По террасе и непосредственно самому изображению проходит древняя тропа.

По информации сотрудников Центра по охране культурного наследия Челябинской области, на космическом снимке рисунок отчетливо виден благодаря светлым изогнутым линиям. Как позже выяснилось — это кварцевая насыпь. Линии образуют контур копытного животного, который расположен ногами к вершине хребта, а спиной и рогами к озеру.

По предположительным соображениям южно-уральских ученых, объект сделан древними людьми, поэтому и классифицируется как геоглиф, то есть созданный человеком, а не природой. По имеющимся материалам определить время его сооружения не представляется возможным. Исходя из мощного наносного слоя земли, перекрывшего сооружение, наиболее вероятное время его создания — эпоха неолита — раннего железного века (VI тысячелетие до нашей эры — I тысячелетие нашей эры).

Аналогичные памятники культуры имеются в пустыне Наска в Южном Перу, но там применялась совершенно другая технология — снятие верхнего слоя камней, в результате чего создавались более светлые полосы. Самым известным геоглифом в Европе является доисторическая белая лошадь из Уффингтона (The Uffington White Horse) — стилизованная меловая фигура длиной 110 метров на склоне 261-метрового известнякового Холла белой лошади близ местечка Уффингтон в английском графстве Осксфордшир.

Читайте также: Линии Наска найдены на острове Ява

Если археологи Южного Урала получат разрешение Федеральной службы по охране памятников, то они продолжат изучение уникального геоглифа. И не только археологические раскопки, но и геодезические изыскания, дешифрирование аэрофотоснимков и естественно-научные анализы (радиоуглеродный, термолюминисцентный, споро-пыльцевой, петрографический).

Фото: AP

По поводу датировки южно-уральского геоглифа сомнений, подобных тем, что возникли у известного британского писателя и журналиста Грэма Хэнкока в отношении линий Наски, быть не должно. Наносной слой земли представляется более надежным индикатором, нежели черепки и даже радио-углеродный анализ.

"Эксперты относят изображения пустыни Наска к довольно отдаленным временам, основываясь на керамических черепках, которые втоптаны в линии, и данных радио-углеродного анализа найденных там органических остатков, — пишет Хэнкок в своей знаменитой книге "Следы богов". — Эти данные указывают на период между 350 годом до нашей эры и 600 годом нашей эры. Строго говоря, эти данные ничего не сообщают о собственно линиях, возраст которых так же не определен, как и возраст обнажившихся при их прокладке камней. Все, что можно утверждать наверняка, — это то, что самые поздние из них насчитывают не менее 1400 лет. Но теоретически возможно, что они намного древнее — по той простой причине, что предметы, послужившие основой для датировки, могли быть принесены людьми в Наску позднее".

Учитывая неоднозначную оценку творчества Грэма Хэнкока со стороны официальной науки, нам показалось уместным привести именно его точку зрения. Даже этот исследователь отрицает, что линии Наска использовались для взлета и посадки инопланетных кораблей. Зато вполне разумной выглядит его теория о погибшей працивилизации, которая могла оставить память о себе исключительно в камне. Поскольку любой другой материал неизменно бы погиб при планетарной катастрофе. Логичен также и вывод Хэнкока о соотнесении наземного изображения животного с картой звездного неба.

Читайте также: Тайна байкальских колец будет раскрыта

И вполне понятен риторический вопрос, заданный Хэнкоком, которого удивили мастера, создавшие зооморфные фигуры в пустыне Наска: "Как авторам удалось так точно выполнить их без самолета, не имея обзора перспективы в процессе работы? Все рисунки слишком велики, чтобы их можно было разглядеть с земли, на этом уровне они выглядят просто как бесформенные борозды в пустыне. Истинную форму изображений можно наблюдать лишь с высоты в десятки и сотни метров. Такого естественного возвышения поблизости не существует".

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *