Древние жители Приморья поклонялись Будде

Российские археологи обнаружили в Приморье буддийский храм XIII века, который, судя по всему, построили чжурчжэни. Этот народ в свое время смог основать самую сильную империю на Дальнем Востоке. По письменным источникам было известно, что их знать весьма симпатизировала учению Будды, однако материальных подтверждений этому до сих пор не находили.

Этот храм был обнаружен в поселке Краснополье на краю мыса у реки Партизанской. По сути дела, никакого здания не сохранилось — археологи просто нашли земляную площадку со следами стен и опор, которая была усыпана остатками черепицы и керамики. Среди этой керамики были обнаружены фрагменты трипота — сосуда для ритуальных церемоний, используемых буддистами. Это подтвердило гипотезу ученых относительно того, что данное здание являлось храмом. В то же время эту версию подтверждали и данные археологов.

"О том, что это строение было буддийским храмом, в первую очередь, свидетельствует тип его архитектуры, а также его месторасположение" — рассказала руководитель отдела средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения РАН Надежда Артемьева. По ее словам, данную гипотезу подтвердили и приморские буддисты, приехавшие посмотреть на раскопки. Они согласились с тем, что архитектура данного здания весьма похожа на ту, что характерна для буддийских культовых сооружений Южной Сибири и Дальнего Востока. Ознакомившись с результатами работы ученых, приверженцы учения Будды провели на месте остатков храма церемонию освящения по буддийскому обряду.

Хотя пока точно неизвестно, когда был построен данный храм, ученые считают, что он существовал в XIII веке. Получается, что он относится ко времени проживания в этом регионе таинственного народа чжурчжэней. По словам Артемьевой, если это действительно так, то находка становится сенсационной — до сих пор в Приморье находили лишь буддийские культовые сооружения государства Бохай, которое существовало значительно раньше. И хотя про чжурчжэней было известно, что их знать исповедовала буддизм (простые же люди по традиции ходили к шаманам), однако никаких материальных доказательств этому до сих пор обнаружено не было. Теперь же они появились.

Читайте также: Новая Атлантида в сибирской тайге

Фото: AP

Кто же были эти загадочные чжурчжэни, построившие данный храм примерно семь столетий тому назад? Их происхождение до сих пор не совсем понятно. По данным археологов, предки этого народа обитали на Севере Китая (автономный округ Внутренняя Монголия, а также провинции Ляонин и Хэбэй) еще в V — III тыс. до н. э. Они были носителями так называемой культуры Хуншань, которая характеризуется своеобразными могильниками, не имеющими аналогов с таковыми на территории Китая того времени, но весьма похожие на более поздние южно-сибирские погребения. В этих могильниках ученые находят изделия из жадеита и нефрита, в частности, амулеты в виде маленьких драконов, а также глиняные фигурки в виде беременной женщины (возможно, богини земледелия), и различные медные кольца. Все это говорит о том, что уже в те далекие времена предки чжурчжэней умели изготавливать керамику и обрабатывать металлы.

Носители хушаньской культуры также были замечательными архитекторами и скульпторами — считается, что именно они создали знаменитый ляонинский подземный храмовый комплекс. Главный храм был построен под землей, на глубине 1 м, из громадных каменных плит. Любопытно, что его стены были окрашены красной и желтой краской, а в самом помещении находились глиняные женские фигуры (похожие на те, что находят в могильниках) с глазами их нефрита. По размеру эти статуи были втрое выше человеческого роста. Ученые полагают, что это изображения каких-то богинь (или богини), однако что это за божества — сказать сложно, поскольку больше подобных статуй не было найдено ни в одной из культур Древнего Китая.

Больше про хушаньцев ничего неизвестно — даже то, как они выглядели, или на каком языке общались между собой. Однако примерно пять тысяч лет назад носители этой культуры были вытеснены из мест своего обитания на север. Почему это произошло — также не понятно, возможно их прогнали носители существовавшей параллельно культуры Яншао, которые жили южнее, в пойме Хуанхэ (собственно говоря, именно из этой культуры и выросла впоследствии китайская цивилизация). Изгнанные же хушанцы, судя по всему, подались в район реки Амур (в слоях того времени в данном регионе находят изделия, похожие на хушаньские). Впоследствии к ним присоединились местные племена охотников и рыболовов, и на базе этого в начале нашей эры сложился племенной союз, который в китайских хрониках называется хэйшуй мохэ.

Этот союз состоял из племен, члены которых говорили на языках тунгусо-маньчжурской группы. Племена хэйшуй мохэ были весьма разнообразны по своему уровню развития и роду занятий (от кочевых охотников и рыболовов до оседлых земледельцев и скотоводов). Многиеизнихбыливассалами государства Бохай (подробнее о нем читайте в статье "Кидани погубили культуру бохайцев"), а затем и киданьского царства Ляо (907-1125 гг.)

Фото: AP

Собственно говоря, именно кидани и придумали для своих вассалов слово "чжурчжэни" — в их языке оно означало "рабы". Хотя классическими рабами в древнеримском понимании этого слова они, конечно же, не были — согласно киданьским и китайским источникам, чжурчжэни, скорее, являлись данниками правителей Ляо, и, кроме того, были обязаны служить в пограничных войсках царства. Это-то и привело к последующему разгрому государства киданей.

Со второй половины XI века усилился процесс объединения чжурчжэньских племен вокруг племени Ваньянь, обитавшем в районе реки Амур. Члены этого племени как раз занимались охраной северо-восточных границ Ляо, и, следовательно, были прекрасными воинами. В 1115 г. вождь Ваньян Агуда провозгласил создание Золотой империи чжурчжэней (по-китайски — Цзинь) и принял титул императора. Он был замечательным администратором и талантливым полководцем, а также тонким дипломатом. Все это позволило ему в союзе с китайцами в течение последующих десяти лет разгромить киданей и захватили все их владения.

Судя по всему, именно тогда-то среди жителей империи Цзинь и начинает распространяться учение Будды. Вероятно, этот процесс был длительным, и поначалу адептами новой религии были лишь аристократы. Скорее всего, первыми проповедниками были монахи из разгромленного чжурчжэнями царства Ляо, которые решили сохранить свои привилегии и в государстве победителей. Победители, впрочем, не были особенно против — быть адептом учения Будды в те времена на Дальнем Востоке было весьма престижно, поскольку это позволяло наладить тесные отношения с самыми развитыми цивилизациями данного региона — Китаем и царствами Тибета.

В дальнейшем, как известно, чжурчжэни начали войну против Китая и к 1127 году захватили весь север Поднебесной. Император и его двор переехали в Кайфэн, ставший новой столицей империи. Постепенно туда переместились и большинство аристократических родов, исповедовавших буддизм. И хотя Приморье и Приамурье продолжали оставаться в составе новой империи, однако основной культурный центр данного государства переместился на юг, а на северных границах остались лишь малочисленные племена охотников и рыболовов (как считают ученые, предки современных нанайцев, ульчей, ороков и удэгейцев). По всей видимости, именно с начала XIII века буддизм в этих регионах постепенно приходит в упадок, поскольку большинство его адептов переместились в Китай, а местные жители относились к этому учению достаточно равнодушно.

Видимо, тогда-то как раз и был разрушен тот храм, который недавно был обнаружен археологами в поселке Краснополье. Ученые считают, что мог сгореть при очередном набеге враждующих с чжурчженями племен, так как при раскопках археологи неоднократно находили следы гари, в том числе и на черепице. Не исключено, что этими "варварами" могли быть монголы, которые как раз в то время находились с чжурчжэнями в весьма натянутых отношениях. Или же это была работа местных жителей, которым надоело кормить монахов, бывших, с их точки зрения, "дармоедами".

Так или иначе, но уже к середине XIII столетия учение Будды, судя по всему, полностью исчезло из региона. Местные жители облегченно вздохнули и спокойно вернулись к привычным для них шаманам, а чуть раньше (1234 год) монгольская конница хана Угэдея уничтожает империю Цзинь. С тех пор про чжурчжэней уже никто и не слышал, хотя победители, разгромив их государство, берут на вооружения их способы организации армии и некоторые тактические приемы полководцев. Уцелевшие войска цзиньцев вливаются в ряды победоносной монгольской армии, чиновники разгромленной империи поступают на службу к победителям, а буддийские монахи начинают обращать в истинную веру, как рядовых монголов, так и аристократию (примерно через пятьдесят лет им удалось сделать правоверным буддистом самого верховного правителя империи монголов, хана Хубилая).

Читайте также: Социальные сети спасли древних жителей Курил

Однако память о чжурчжэнях осталось надолго, она намного пережила этот загадочный народ, владевший когда-то практически половиной Дальнего Востока. Не случайно в 1585 - 1589 годах молодой полководец родственного чжурчжэням народа маньчжуров, Нурхаци, объединив все племена Приморья и Приамурья, назвал свое государство Цзинь, а свой род — Айсинь Гиоро, то есть "Золотой". Этим он хотел подчеркнуть своё происхождение от царствующей семьи империи чжурчжэньской империи Цзинь и как бы объявить себя продолжателем их дела. Любопытно, что после история повторилась — под предводительством вождей из "Золотого Рода" маньчжуры смогли завоевать Китай (изменив при этом название династии на Цин), а потом и обратиться в буддизм…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника" 

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *