Реклама и манипуляция нашим сознанием: восемь способов, как распознать их

Как работает реклама: восемь способов запудрить нам мозги

Две тысячи лет назад античный мудрец Сенека жаловался своему приятелю:

"Сейчас вокруг меня со всех сторон многоголосый крик, ведь я живу над самой баней. Вот и вообрази все многообразие звуков, из-за которых можно возненавидеть собственные уши. К тому же есть еще и пирожники, и колбасники, и торговцы разными кушаньями, всяк на свой лад выкликивающие свой товар".

Практически такая же картина, которую мы имеем сегодня на ТВ и радио. Иногда мы рекламе верим, а иногда нет. Почему?

Психологи считают, что эффект воздействия основан на манипуляции человеческим сознанием. Они выделяют несколько способов такого влияния на психику людей. В большинстве случаев манипуляции действуют бессознательно, то есть человек понимает, что на него воздействовали, только спустя некоторое время.

Манипуляция № 1. Обманутое доверие

Доверие и взаимообмен между людьми являются основой общения, ведь если кто-то оказал вам услугу, вы будете стараться сделать ответный шаг, иначе прослывете неблагодарным типом.

Однажды придя в магазин, вы обнаруживаете там, что вам бесплатно предлагают что-либо попробовать, вы соглашаетесь, пробуете — и вот вы уже попались. Ваше подсознание независимо от вас решило, что это услуга, и вы должны как-то за нее ответить, а единственный способ ответа — это купить рекламируемый товар.

Манипуляция № 2. Стремление к завершенности

Большинство из нас стремится довести до конца дело, которое начали. В психологии это известно как "эффект Зейгарник".

В своем эксперименте Б. Зейгарник давала людям 15 — 20 незначительных заданий: например:

  • сделать домик из спичек,
  • собрать мозаику,
  • решить уравнение.

Часть задач не давали завершить. Потом человека, как бы невзначай, спрашивали, а что из заданий ему запомнилось. Чаще всего люди вспоминали именно те действия, которые им не дали закончить.

Компании по производству игрушек переживают резкий спад продаж после Рождества и Нового Года. Чтобы его поддержать был придуман такой прием. Незадолго до Нового года фирма начинает рекламировать какую-нибудь игрушку. Дети просят родителей подарить ее на праздник, но те, придя в магазин, игрушки не обнаруживают! Приходится покупать другие.

ребенок
 

Ребенок разочарован. А реклама продолжается, ребенок напоминает об игрушке снова и снова. И — о чудо! — она продается. Родители радостно бегут домой с подарком. И им невдомек, что они стали жертвой манипуляции. Игрушек специально перед праздником было завезено мало, чтобы в своем стремлении завершить действие родители купили в два раза больше подарков.

Манипуляция № 3. Оправдание своих поступков последовательностью

Проводился эксперимент: женщина, изображавшая в метро нищенку, просто стояла молча и ей за час подали около 30 рублей. В другой раз она стояла в темных очках и с белой тросточкой, выдавая себя за слепую, и собрала уже 80 рублей. Люди, прямо видя причину ее несчастья, подавали больше.

Поэтому достаточно привести причину того или иного превосходства товара, чтобы мы начали его покупать. В рекламе это звучит так:

"Это хорошо, потому что это отлично…"

Такая, казалось бы, нехитрая фраза совершенно магически действует на подсознание, в ней мы находим причину своего поведения, оправдывая таким способом порой самые бессмысленные поступки.

Манипуляция № 4. Давление большинства

Мнение других людей для нас чрезвычайно важно, хотя многие и пытаются это отрицать. Это используется в рекламе, которая сообщает, сколько человек пользуется тем или иным товаром. Мы привыкли прислушиваться к мнению большинства. У производителей стиральных порошков "любимый" конек — утверждать, что их товаром пользуются миллионы.

Манипуляция № 5. Ложное доверие

Для всех нас существуют люди, которым мы доверяем. Но есть универсальные образы, которым доверяет большинство. Например, врач. Очень часто мы даже не задумываемся, что человек в белом халате, появившийся на экране и стоящий на фоне шкафов с пузырьками всего лишь хороший актер.

Манипуляция № 6. Игры с ценами

Сознание человечества за многие века существования денег выработало некоторые принципы соотношений цены и качества. Например такой: "Чем выше цена, тем лучше качество".

Пиво
 

Одна компания производила пиво по оригинальному рецепту. Было оно, как говорится, так себе и раскупалось плохо. Не помогало ничего — ни снижение цен, ни обширная рекламная компания. Хотели даже "свернуть" производство.

Но менеджеры компании решили пойти ва-банк и сделали ставку на элитарность пива, "взвинтив" на него цену в несколько раз и сделав соответствующую рекламу. Спрос на него стал увеличиваться с каждым днем, несмотря на очень высокие цены.

Манипуляция № 7. Обращение к ассоциациям и образам

Рекламодатели давно уже используют прием ассоциативной связи товара и хорошего настроения или ассоциирования себя с героем. Люди склонны больше покупать те товары, которые у них ассоциируются с хорошим настроением, радостью, силой, сексуальной привлекательностью.

Наше пристрастие к определенной марке сигарет, газированной воды, спиртных напитков объясняется не нашим вкусом, а теми образами которые были созданы рекламой. Например, производители некоторых марок сигарет создают образ мужественных и сильных людей, курящих их. Отсюда возникает ложное представление у человека о том, что, начав курить эти сигареты, он сам станет таким.

Манипуляция № 8. Сексуальный мотив поведения

Сексуальные мотивы используются в рекламе с первого дня ее появления Достаточно повесить на улице плакат с "не совсем одетыми" моделями и это вызовет скандал. Может быть, потом его снимут, но главное уже произошло — рекламируемый товар уже запомнился.

девушка в зеленых трусах
 

Фирмы, специализирующиеся на продаже молодежных товаров, часто используют этот прием. Скандал привлекает внимание, а так как на факт "неодетости" больше реагируют люди старшего возраста, то это помогает подчеркнуть разницу между поколениями, что является сильным стимулом для молодежи, стремящейся к независимости.

Выход всегда есть

Прочитав эту статью, у многих может сложится впечатление, что нас всегда изощренно обманывают и спасения от этого нет. Это не так, выход всегда есть.

  • Во-первых, наше сознание обладает огромными адаптивными возможностями и со временем мы перестаем реагировать на тот или иной рекламный прием.
  • Во-вторых, можно просто переключить телевизор на другой канал во время рекламы, не читать ее на улицах, пролистывать в журналах и так далее, попросту избегая ее.
  • Третьим способом борьбы может стать изучение. Анализируйте рекламные тексты, клипы и изображения, пытайтесь понять, как на вас пытаются воздействовать. Бейте врага его же оружием. Всегда можно привлечь свой жизненный опыт и оценить любой рекламируемый товар с разных точек зрения.

Как правило реклама подчеркивает какое либо одно свойство товара, умалчивая о других. Например, реклама бульонных кубиков, акцентирует наше внимание на улучшение вкусовых качеств блюд, но никто не сообщает, что постоянное употребление концентрированного бульона, далеко не всем приносит пользу.

В заключение мне хотелось бы вспомнить один рекламный ролик — там были замечательные слова:

"Разрекламировать можно все что угодно".

Реклама заключалась в следующем: под приятную мелодию в стакан наливалась жидкость желтоватого цвета — то есть все как в обычной рекламе какого-то сока. Затем камера медленно отводилась и перед зрителями представала бутыль рыбьего жира.

Автор Андрей Беляков
Андрей Беляков — журналист, редактор раздела "Здоровье" Правды.Ру
Редактор Ольга Алексеева
Ольга Алексеева — журналист, филолог, выпускающий редактор Правды.Ру
Специалист Литвинов Александр
Занимается индивидуальной психоаналитически-ориентированной (психодинамической) психотерапией, психоэндокринологией, диагностикой и лечением тревожно-фобических расстройств, обсессивно-компульсивного расстройства, реакцией на тяжелый стресс, нарушения адаптации, соматоформных расстройств, соматизированных расстройств, социальных фобий, панических, тревожных и депрессивных расстройств.
Специалист Шипилова Мария
Занимается приемом пациентов и психологическими консультациями.
Специалист Зень Анастасия
Проводит выявление психологических нарушений, психокоррекцию нежелательного поведения; планирование индивидуально- коррекционных программ; клинико-психологическую диагностику и нейропсихологическую коррекцию детей раннего и дошкольного возраста РАС, ЗПРР, УО, ОВЗ.

Специалисты

66 отзывов
Литвинов
Александр Викторович
Психолог
Стаж 42 года
Врач высшей категории
Приём от 4500 руб.
Московский Городской Психоэндокринологический Центр на Арбате
ул. Арбат, д. 25/36

46 отзывов
Шипилова
Мария Игоревна
Психолог
Стаж 1 год
Врач второй категории
Приём от 2490 руб.
Центр детской речевой неврологии и реабилитации НейроСпектр Беляево
Миклухо-Маклая, д.18/1

3 отзыва
Зень
Анастасия Георгиевна
Психолог
Стаж 21 год
Врач второй категории
Приём от 2490 руб.
Центр детской речевой неврологии и реабилитации НейроСпектр Беляево
Миклухо-Маклая, д.18/1


Клиники

10.0
25 отзывов
Васечкин Виктор Борисович медицинская клиника
ул. Ватутина, д. 1
Кунцевская
Кунцевская
Пионерская
Славянский бульвар
Терехово
Кунцевская
Давыдково
Аминьевская
Первичный приём от 5000 руб.

10.0
23 отзыва
Даренский Иван Дмитриевич медицинская клиника
Измайловский бульвар, д. 43
Измайловская
Первомайская
Первичный приём от 5000 руб.

9.9
0 отзывов
Хдрян Артур Айкович медицинская клиника
Люблинская,