Когда я брошу пить... В России внедряют "сухой" закон

В Советском Союзе с пьянством боролись долго, упорно и с переменным успехом. Пьяницы были любимцами художников-карикатуристов, тема социального алкоголизма со счастливым исходом многократно обыгрывалась в кино (например, фильм "Афоня"), алкоголиков порицали на производстве и высмеивали старушки у подъездов. Пить меньше по итогам этой кампании меньше не стали, но, по крайней мере, запойные пьяницы старались не появляться на людях в нетрезвом состоянии.

7 мая 1985 года в СССР стартовала мощная антиалкогольная кампания, ставшая, наряду с перестройкой, "визитной карточкой" Михаила Горбачева. В рамках борьбы с алкоголизмом, была запрещена продажа алкогольных напитков в магазинах вблизи производственных предприятий, строек, учебных заведений и учреждений социального назначения, в местах массовых гуляний и отдыха трудящихся и в мелкорозничной торговой сети. Не допускалось употребление спиртных напитков на туристических базах и в турпоходах, при организации коллективных выездов трудящихся, а также во всех видах общественного транспорта. Запрещалось продажа спиртных напитков лицам, не достигшим 21 года, а винно-водочные отделы в рабочие дни могли открываться только с 14 часов. В качестве превентивных мер было принято решение уменьшить объем выплат наличными, расширяя практику перечисления аванса и заработной платы через сберегательные кассы. Кроме того, дабы не допустить использование винограда и ягод для изготовления вин, Центросоюзу указали увеличить закупки в колхозах, совхозах и у населения их излишков.

Но в целом достаточно здравые идеи оказались лишь привели к спекуляциям, уничтожению виноградников, росту дефицита на сахар и другие продукты питания, использующиеся при изготовлении бражки и самогонки, и в целом к общему неудовлетворению народных масс.

Последствия той кампании аукнулись в 90-е годы, когда свободная продажа вино-водочных изделий была разрешена, но в силу слабости алкогольной промышленности, буйным цветом расцвело производство "палёной" водки. Сравнительно недорого "мерзавчик" политуры можно было приобрести в любое время суток в многочисленных ларьках, у торговок цветами и т.д. Всё это привело к массовому спаиванию населения и увеличению летальных исходов вследствие потребления некачественной продукции.

Но через несколько лет "дикого пьянства" страна всё же встала на цивилизованные рельсы. Заработали производства, правоохранительные органы всерьёз взялись за "леваков", в магазинах появилась возможность выбора.

Впрочем, эйфория длилась недолго. Агрессивная рекламная политика производителей алкоголя стала принимать угрожающие масштабы и медики забили тревогу: навязчивая реклама и доступность спиртных напитков может привести к массовому спаиванию молодёжи.

За дело взялись законодатели, но, как это часто уже бывает, исполнение благих начинаний оставляло желать лучшего. Это касалось и запрета на использование людей в рекламе пива, после чего креаторы подсуетились и стали выдавать не менее соблазнительные ролики. Это требование запретить трансляцию рекламных роликов алкоголя в дневное время, но при этом наружная реклама просто не давала пройти мимо интересующихся запретным плодом подростков. Да и в магазинах продавцы не всегда осуществляли возрастной фейс-контроль, отпуская пиво прыщавым юнцам со школьными ранцами за спиной.

Но особенно отличился основной борец за здоровье нации, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. "Мы алкоголь и в статистике оцениваем как продукт питания — как мясо, молоко, хлеб. Рассматриваем его с точки зрения налогов, трудовой занятости. И не думаем о нем как о продукте, разрушающем здоровье нации и государство", - заявил Онищенко, предложив эффективное на его взгляд решение проблемы всеобщей алкоголизации. По словам г-на Онищенко, так как полностью запретить алкоголь невозможно, необходимо воспитывать переход на "южный тип" потребления алкоголя, снижая потребление крепких алкогольных напитков и увеличивая долю слабоалкогольных напитков",- заявил он.

Общество лояльно отнеслось к инициативе главного санитарного врача. Водки, правда, меньше пить не стали, а вот пива действительно стали пить больше, вследствие чего "пивные" короли не раз произносили тосты за здоровье и долголетие главврача. Ведь если водка всё же требует некоего ритуала и минимального застолья, то пиво можно потягивать сидя на скамеечке в парке без всякого риска навлечь на себя гнев правоохранительных органов.

Но уже год спустя г-н Онищенко опять забеспокоился. По его мнению, "наиболее злокачественными, фатально влияющими на здоровье населения оказались слабоалкогольные и энергетические напитки, а также пиво". В связи с этим с экранов телевизоров вдруг заговорили о "пивном алкоголизме", а дородные тётушки-медики стращали будущих призывников тем, что у пьющие пиво в армии непременно заболевают энурезом. Сам же Онищенко заявил, что его ведомство начинает разработку концепцию алкогольной политики в России, содержание которой держится в секрете.

Тем временем, за январь-апрель 2008 года Россия сократила импорт крепких спиртных напитков, но увеличила импорт пива. А россияне продолжают хвататься за голову, едва прослышав о новых нападках на алкоголь. В частности, опять полетел слух о грядущем исчезновении с прилавков любимой "беленькой" вследствие каких-то неразберих с новыми акцизами.

В общем, как показывает практика, репрессивные меры ни к чему хорошему не приводят. В то же самое время, мало кто помнит, что антиалкогольная кампания Горбачёва вызвала недовольство у пьющей части населения, а не у школьников и студентов, переживающих по поводу отсутствия свежего пива в палатках. Помимо запретительных мер было рекомендовано создавать условия "для использования свободного времени, досуга и для занятий спортом", которые должны были "отвлечь трудящихся от бутылки". В частности указано было стоить кинотеатры, дворцы и дома культуры, клубы, библиотеки, спортивные сооружения и предприятия общественного питания (особенно в новых городских жилых районах и на селе), а развивать коллективные садоводства и огородничество.

Сегодня же молодёжи предлагают альтернативу исключительно в виде социальной рекламы, рассказывающей о том, как вредно пить. Вот за это, как пел Юрий Шевчук, не грех, сегодня выпить нам.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Специалист Гришин Максим
Врач психиатр-нарколог
Специалист Березанцев Андрей
Психотерапевт, психиатр
Специалист Поплевченков Константин
Главный врач, психиатр-нарколог

Специалисты

3 отзыва
Гришин
Максим Эдуардович
Нарколог
Стаж 20 лет
Приём от 9000 руб.

6 отзывов
Березанцев
Андрей Юрьевич
Нарколог
Стаж 40 лет
Врач высшей категории
Приём от 7000 руб.
Помощь
Напрудный пер., д. 8, стр. 1

11 отзывов
Поплевченков
Константин Николаевич
Нарколог
Стаж 13 лет
Приём от 3000 руб.
Клиника доктора Исаева
ул. Бабаевская, д. 6


Клиники

10.0
25 отзывов
Васечкин Виктор Борисович медицинская клиника
ул. Ватутина, д. 1
Кунцевская
Кунцевская
Пионерская
Славянский бульвар
Терехово
Кунцевская
Давыдково
Аминьевская
Первичный приём от 5000 руб.

10.0
23 отзыва
Даренский Иван Дмитриевич медицинская клиника
Измайловский бульвар, д. 43
Измайловская
Первомайская
Первичный приём от 5000 руб.

9.9
0 отзывов
Хдрян Артур Айкович медицинская клиника
Люблинская,


Обсудить