Америка больше не верит психоаналитикам

В России все большую популярность приобретает ранее запрещенный в СССР психоанализ. Но, парадокс, в Америке популярность учения Зигмунда Фрейда неуклонно снижается. Большинство американцев сейчас относятся к психоанализу с нескрываемой иронией, считая, что тот прочищает не столько мозги, сколько кошельки пациентов. Но значит ли это, что Фрейд ошибался? Об этом - беседа с американским психоаналитиком Уэйном Блэкмоном, президентом Медицинского общества Округа Колумбия.

- Господин Блэкмон, фрейдизм, как известно, появился в Европе. Как получилось, что Америка стала центром психоанализа?

- После прихода к власти Гитлера многие немецкие психоаналитики, преимущественно евреи, были вынуждены бежать от нацистов. Почти все они осели в США, вот почему время примерно с 1940 года до начала 70-х мы считаем "золотым веком" американского фрейдизма.

Надо сказать, что к 40-вым годам американская психиатрия находилась в кризисе и ей позарез требовались новые идеи. Вот они и приплыли из Европы. В те времена посещать психоаналитиков считалось престижным, и к их услугам прибегали миллионы американцев. К сожалению, сейчас все не так.

- Что же случилось в 70-х годах?

- Чем выше мы взлетели, тем больнее было падать. В 70-х в Америке начались бурные дискуссии о путях дальнейшего развития психиатрии, которые растянулись на доброе десятилетие. Дело в том, что к этому времени были разработаны совершенно новые медикаментозные средства (например, антидепрессанты), которые и помогали лучше, чем лекарства предыдущих поколений, и обладали к тому же меньшими побочными эффектами.

Во-вторых, к этому времени были проведены обширные исследования с целью выяснить структуру психических заболеваний в Америке. До этого почему-то считалось, что картина эта кардинально отличается от того, что имела Европа. Например, что европейцы имеют гораздо больше психических расстройств средней и сильной степени, в то время как американцы - легкой, которая поддается коррекции методами психоанализа. Этому давались многочисленные объяснения разной степени остроумия. И все они оказались ложными. Люди в Америке болели тем же, чем и во всем мире.

В-третьих, американские психоаналитики всегда брали на себя слишком много и обещали заведомо невыполнимые вещи - вылечить всех страждущих от мыслимых и немыслимых болезней, причем чуть ли не за один день.

Когда ко всему этому добавилось и четвертое обстоятельство - бурный рост цен на услуги психоаналитиков, в результате которого страховые кампании перестали покрывать затраты пациентов на лечение - фрейдизм в Америке оказался полностью дискредитированным.

- Если не секрет, во сколько сейчас обходится один визит к американскому психоаналитику.

- Это дорогое удовольствие - от 125 до 200 долларов за одно посещение. При этом общение пациента с аналитиком почти никогда не ограничивается одним сеансом, а издержки в подавляющем большинстве случаев не покрываются медицинской страховкой. Эти деньги пациент выкладывает из собственного кармана (иногда до 25 тыс. долларов в год), и далеко не все могут себе это позволить. Психоанализ - до сих пор лечение для богаты.

- То есть, в конце концов, победила классическая психиатрия?

- Да, на сегодняшний день это так, и в психиатрии немедленно наметился крен в противоположную сторону. Если фрейдизм во всех случаях отталкивался от личности пациента, то доминирующая на настоящий момент психо - и медикаментозная терапия исходит из того, что одно и то же лекарство или процедура будет хороша для личностей всех психических складов. Что далеко не так.

- В таком случае позвольте рассказать вам русский "фрейдистский" анекдот: "О чем вы думаете, когда смотрите на Спасскую башню?" - спрашивает врач. "О бабах", - отвечает пациент. "Ну, это понятно. Башня - фаллический символ. А вот о чем вы думаете, когда смотрите на кирпич из Кремлевской стены?" "О бабах", - снова говорит тот. "Но почему? - недоумевает психоаналитик. «А я всегда о них думаю».

- (Смеется). Это очень злой и, к сожалению, во многом верный анекдот. Что греха таить, и среди американских психоаналитиков встречаются такие, кто бездумно прикладывает теорию к любому человеку без учета личностей и особенностей.

Но тут я хочу обратить ваше внимание на то, что Фрейда вот уже 70 лет как нет с нами, а его учение продолжает развиваться. Когда почти 100 лет назад он начинал исследование истерий и гениально связал их с подавляемым половым инстинктом, он и знать не знал, что принесут дальнейшие исследования в области подсознательного и бессознательного.

Теперь , когда классические истерии почти исчезли из врачебной практики вследствие смягчения общественной морали, стало ясно, что человек куда более сложное существо. И выводить причину всех его поступков исключительно из сексуальных мотивов попросту нелепо.

- В 50-х годах нашего века соотечественник Фрейда, зоолог Конрад Лоренц, выявил немало факторов, влияющих на инстинктивное поведение животных. Сексуальные инстинкты там тоже присутствовали, но далеко не на первом месте...

- Со времени смерти Зигмунда Фрейда основанная им наука прошла примерно такой же путь как, скажем, физика от Ньютона до Эйнштейна. Выяснилось, что у людей, как и у животных, агрессивность во многих случаях"отвечает" за поведение, как отдельных индивидов, так и больших групп людей.

Среди факторов, через подсознание влияющих на поведение человека, современный психоанализ рассматривает, например, нарциссизм, который трактуется как привязанность к себе, самоуважение. Еще - чувство самоидентификации, которое описывает весь комплекс взаимоотношений человека и окружающего мира.

Вот человек рождается, и весь его мир - это детская комната, а все общество - его родители. Но маленький человек растет, его мир расширяется, вокруг появляются новые люди. И ребенок должен определить, где кончается его "я" и начинается весь остальной мир.

Приведение собственного "эго" в равновесие с окружающим миром и есть самоидентификация. Уж раз вы вспомнили Лоренца, то можно сказать, что самоидентификация присутствует и в обществе животных со сложной иерархической структурой. Например, в обезьяньих или волчьих стаях.

- Представители классической психиатрии, по крайней мере в России, всегда ставили в вину фрейдистам то, что они пытались лечить слишком широкий круг психических заболеваний.

- И в Америке такое было, когда мои коллеги слишком много на себя брали. Но мы, кажется, разобрались, что "наше", а что "не наше". Сейчас психоанализ в США занимается всем, что связано с организацией личности и индивидуальным стилем личности.

Если первое - это, грубо говоря, то, каков человек сам по себе, то второе - это то, какой тип адаптации к миру выбирает тот или иной человек. Он, этот стиль, может варьироваться от весьма спокойного до очень агрессивного. От этого зависит, насколько представления человека об этом мире адекватны самому миру.

- Многие ваши коллеги в России считают, что психоанализ - это нечто среднее между наукой и искусством, что в успехе лечения очень важны личностные особенности аналитика.

- Готов согласиться с ними. Пожалуй, в той части, что психоанализ применим ко всем - это наука. В той же, что к каждому - искусство.

- А отношения человека и государства - тоже предмет психоанализа?

- Конечно. Честно говоря, я немного завидую коллегам в России. Думаю, для них там сейчас обширнейшее поле для деятельности. В СССР граница между человеческим "эго" и миром была сдвинута государством - естественно, в свою пользу. Теперь же "я" отвоевывает жизненное пространство.

Но тут я бы хотел предостеречь русских коллег от одной вещи, которая однажды уже сослужила плохую службу психоаналитикам в США. В определенный момент психоанализ, если можно так выразиться, вышел из кабинетной тиши на улицы, попал на телевидение и в газеты. Многие аналитики возгордились и решили, что они всемогущи и что могут объяснить абсолютно все, что происходит не только с конкретным человеком, но и со всей страной.

В 50-х годах некоторые взялись помогать полиции в поимке серийных убийц и на полном серьезе предсказывали, что маньяк появится, допустим, в среду, 15-го сентября, на углу 15-й и "Эл"-стрит в Вашингтоне. И что одет он будет в белую шляпу, зеленые носки и оранжевый галстук. Стоит ли объяснять, что ни одного преступника психоаналитики не поймали?

- Так что, Фрейд был не прав?

- Причем тут прав или не прав? Он в ответе за своих не в меру ретивых последователей не в большей степени, чем вера в Христа в ответе за сожжение Джордано Бруно. Просто психоанализ, как все на свете, не может быть хорош на все случаи жизни. Я как профессионал не могу отвечать ни за что, кроме того, что происходит в моем кабинете.

Вот сегодня вы пришли ко мне и сказали, что вы корреспондент, а завтра, допустим, скажете, что вы Наполеон. И я буду вынужден поверить, что для вас одинаково реально и то, и другое, хотя на самом деле я прекрасно знаю, что Наполеон давным-давно умер на острове Святой Елены.

Но когда я "выхожу на улицу", ситуация невероятно усложняется, и на обладание исчерпывающей информацией я рассчитывать не могу - образно говоря, я не знаю, кто там журналист, а кто Наполеон. А из отрывочной информации и выводы будут соответствующие.

Насколько я понимаю, психоанализ в России сейчас становится популярным. Так что, коллеги, не наступайте на те самые грабли, которые однажды здорово дали нам по лбу.

- С чьей-то легкой руки в России с давних пор укоренилось несколько фамильярное отношение к Фрейду. У нас его величают не иначе как "старик Фрейд". А как в Америке?

- Концепция бессознательного, выдвинутая Зигмундом Фрейдом, настолько укоренилась в американском сознании, что даже те, кто иронизирует по ее поводу, не могут отрицать, что психоанализ стал частью нашей общенациональной культуры. А идея "сверх - я", "суперэго" вообще оказалась близка американцам как нации энергичных индивидуалистов.

Возможно, в этом еще одна причина того, что "золотой век" психоанализа имел место именно в нашей стране. Никто сейчас не возьмется отрицать что человек - существо в огромной степени иррациональное и что разум контролирует очень узкий срез сознания. Пусть теория Фрейда была не полна, а кое в чем даже ошибочна, от этого она не перестала быть великой.

Автор Андрей Беляков
Андрей Беляков — журналист, редактор раздела "Здоровье" Правды.Ру
Специалист Кудряшов Валерий
Занимается диагностикой и лечением депрессии, неконтролируемой агрессии, булимии, анорексии, панических расстройств, страхов, фобий, шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, навязчивых состоянийи других психических расстройств.
Специалист Захаров Александр
Ведет прием по вопросам решения и выхода из различных психологических проблем, работает с различными зависимостями, в том числе эмоциональной зависимостью
Специалист Скворцов Дмитрий
Занимается диагностикой и лечением психических болезней, поведенческих эмоциональных растройств, зависимостей методами психофармакотерапиии и психотерапии.

Специалисты

146 отзывов
Кудряшов
Валерий Викторович
Психиатр
Стаж 39 лет
Врач высшей категории
Приём от 4000 руб.
Московский Городской Психоэндокринологический Центр на Арбате
ул. Арбат, д. 25/36

152 отзыва
Захаров
Александр Валерьевич
Психиатр
Стаж 15 лет
Врач первой категории
Приём от 4500 руб.

Частный врач
ул. Новослободская, д.18

80 отзывов
Скворцов
Дмитрий Вячеславович
Психиатр
Стаж 27 лет
Врач второй категории
Приём от 4000 руб.


Клиники

10.0
25 отзывов
Васечкин Виктор Борисович медицинская клиника
ул. Ватутина, д. 1
Кунцевская
Кунцевская
Пионерская
Славянский бульвар
Терехово
Кунцевская
Давыдково
Аминьевская
Первичный приём от 5000 руб.

10.0
23 отзыва
Даренский Иван Дмитриевич медицинская клиника
Измайловский бульвар, д. 43
Измайловская
Первомайская
Первичный приём от 5000 руб.

9.9
0 отзывов
Хдрян Артур Айкович медицинская клиника
Люблинская,


Обсудить